|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 9 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 39. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связиПлан синтаксического и пунктуационного разбора 1. Вид предложения по цели высказывания; по эмоциональной окраске. 2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы. 3. Средства связи частей сложного предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения с различными видами связи.
Образец синтаксического разбора Взглянул на кустик — истину постиг,
(Н. Рубцов.) Устный разбор Это предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из шести простых предложений в составе сложного. В первом предложении грамматическая основа взглянул; во втором — постиг; в третьем — он цветёт и плодоносит; в четвёртом — питает солнышко; в пятом — слышно; в шестом — поит родник. Это многочленное сложное предложение с различными видами связи. Связь между первым и вторым предложениями бессоюзная, средство связи — интонация. Между первым и вторым ставится знак разделения — тире. Третье и четвёртое предложения присоединены интонацией перечисления. Между вторым и третьим, третьим и четвёртым предложениями ставятся разделительные запятые. Пятое предложение объединено с предшествующими союзной связью с помощью союза и, перед которым ставится разделительная запятая. Шестое предложение присоединено подчинительным союзом как; это предложение выделяется запятыми. Письменный разбор
Предложение повествовательное, невосклицательное, многочленное сложное с различными видами связи: бессоюзной, союзной сочинительной и союзной подчинительной. 218. Прочитайте. Произведите устный синтаксический и пунктуационный разбор первого и второго предложений; письменный — третьего и четвёртого предложений. 1. Так оставьте ненужные споры —
(В. Высоцкий.) 2. Я не люблю, когда стреляют в спину,
(В. Высоцкий.) 3. В письмах всё не скажется
(К. Симонов.) 4. Та страна, что могла быть раем.
(Н. Гумилёв.) 219. Изложение. Прочитайте фрагмент легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Перескажите его подробно, употребив по возможности сложные предложения с различными видами связи. Составьте схемы этих предложений. ...Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки... Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками. Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унёс орёл, спустившись с неба... Тогда пошли искать девушку, но не нашли её. И забыли о ней, как забывают обо всём на земле. Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с ней был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда её спросили, где была она, она рассказала, что орёл унёс её в горы и жил с ней там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже: когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы гор, насмерть разбился о них. Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, они сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого. О!., тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали: Ему нет места среди нас! Пусть идёт, куда хочет...
|
|
Узнать стоимость написания
|