|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 9 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 30. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложенияПлан разбора 1. Знаки завершения. 2. Знаки выделения придаточного предложения (придаточных предложений) в сложноподчинённом предложении. 3. Знаки разделения и выделения в каждом простом предложении в составе сложного. Образец разбора
Устный разбор В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Предложение союзное сложное, сложноподчинённое. Главное предложение: И каждый вспомнит светлый город детства, /Аул в горах, станицу над рекой. Придаточное предложение: Где от отцов мы приняли в наследство/Любовь к земле, навеки дорогой. Между главным и придаточным ставится знак выделения — запятая. В главном предложении между однородными распространёнными дополнениями город детства, аул в горах, станицу над рекой ставятся знаки разделения — запятые, так как они соединены бессоюзной связью. После слова земле в придаточной части ставится запятая для выделения согласованного распространённого определения навеки дорогой, стоящего после определяемого слова земле. Письменный разбор
179. Выпишите сложноподчинённые предложения. Определите, какие знаки выделения и разделения пропущены. Произведите пунктуационный разбор двух сложноподчинённых предложений письменно и двух — устно. Ни у одного народа нет к своему поэту такой любви, благоговейной и вместе с тем органической, как у нас, у русских, к Пушкину. Англия разумно гордится Шекспиром, но душою не любит его. Немцы высоко ценят Гёте, но в народное сердце он не вошёл. Французский народ мало любит своих поэтов. Он хотя и отдаёт им должное но песен о нём не поёт. А мы, мы Пушкина любим. Знаете ли вы что существует особый закон, определяющий эстетический уровень человека? Покоряясь этому закону, каждый должен любить музыку. Если даже на самом деле он с восторгом подбирает одним пальцем «Чижика» он всё-таки будет говорить что любит музыку потому что каждый знает, что музыку надо любить. И ещё каждый знает что надо любить море. За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека который сказал бы что не любит море. И эти два закона всемирны. Но у нас, у русских, есть ещё один закон: любить Пушкина. И мы его любим. (По Н. Тэффи.) ПовторениеКонтрольные вопросы
180. Прочитайте отрывки из рассказа М. А. Булгакова «Похождения Чичикова», опубликованного в 1922 году. В рассказе гоголевские герои, сошедшие со страниц «Мёртвых душ», оказываются в нэповской Москве. Кем они стали, помещённые в новые условия? В чём сходство персонажей рассказа Булгакова и героев поэмы Гоголя? Какие черты характера, особенности поведения, речевые характеристики делают гоголевских героев узнаваемыми в рассказе Булгакова? Какие крылатые выражения из «Мёртвых душ» использовал М. Булгаков в своём рассказе? Выпишите из каждого отрывка по два сложноподчинённых предложения и произведите их синтаксический разбор письменно и устно. 1. А дальше пошло легче и легче. Прежде всего, оглянулся Чичиков и видит: куда ни плюнь, свой сидит. Пошёл в учреждение, где пайки-де выдают, и слышит: — Знаю я вас, скалдырников: возьмёте живого кота, обдерёте, да и даёте на паёк! А вы дайте мне бараний бок с кашей, потому что лягушку вашу пайковую мне хоть сахаром облепи, не возьму её в рот и гнилой селёдки тоже не возьму. Глянул — Собакевич. Тот, как приехал, первым делом двинулся паёк требовать. И ведь получил! Съел и добавки попросил. Дали. Мало! Тогда ему второй отвалили; был простой — дали ударный. Мало! Дали какой-то бронированный. Слопал и ещё потребовал. И со скандалом потребовал! Обругал всех христопродавцами. Сказал, что мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Один только порядочный человек делопроизводитель. Да и тот, если сказать правду, свинья! Дали академический. Чичиков, лишь увидел, как Собакевич пайками орудует, моментально и сам устроился. Но, конечно, превзошёл и Собакевича. На себя получил, на несуществующую жену с ребёнком, на Селифана, на Петрушку, на того самого дядю, о котором Бетрищеву рассказывал, на старуху мать, которой на свете не было. И всем академические, так что продукты к нему стали возить на грузовике. 2. Дальше же карьера Чичикова приняла головокружительный характер. Уму непостижимо, что он вытворял. Основал трест для выделки железа из деревянных опилок и тоже ссуду получил. Вошёл пайщиком в огромный кооператив и всю Москву накормил колбасой из дохлого мяса. Помещица Коробочка, услышав, что теперь в Москве «всё разрешено», пожелала недвижимость приобрести. Он вошёл в компанию с Замухрышкиным и Утешительным и продал ей Манеж, что против Университета. Взял подряд на электрификацию города, от которого в три года никуда не доскачешь. Войдя в контакт с бывшим городничим, разметал какой-то забор, поставил вехи, чтобы было похоже на планировку. А насчёт денег, отпущенных на электрификацию, написал, что их у него отняли банды капитана Копейкина. Словом, произвёл чудеса.
181. Запишите, употребляя на месте пропусков соответствующие средства связи в сложноподчинённых предложениях: что, который, поскольку, потому что, так как. 1. Физики-экспериментаторы обнаружили, ____ материя состоит из маленьких частиц различного сорта, ____ в точности подобны друг другу. Некоторые из этих частиц, наверное, являются сложными, то есть состоят из других частиц более простой природы. Однако существуют и иные частицы, сложность ____ не была доказана до сих пор и, как мы надеемся, никогда не будет доказана, ____ мы считаем их элементарными и основными. 2. На основании общих философских соображений хотелось бы иметь возможно меньшее число элементарных частиц, лучше всего один сорт или в крайнем случае два, ____ вся материя была построена из них. 182. Спишите. Произведите письменно синтаксический и пунктуационный разборы выделенных предложений. Пролетая как-то раз в автомобиле по Кузнецкому, встретил Чичиков Ноздрёва. Тот первым долгом сообщил, что он уже продал и цепочку, и часы. И точно, ни часов, ни цепочки на нём не было. Но Ноздрёв не унывал. Рассказал, как повезло ему на лотерее, когда он выиграл полфунта постного масла, ламповое стекло и подмётки для детских ботинок, но как ему потом не повезло, и он ещё своих шестьсот миллионов доложил. Рассказал, как предложил Внешторгу поставить за границу партию настоящих кавказских кинжалов. И поставил. И заработал бы на этом тьму, если б не мерзавцы англичане, которые увидели, что на кинжалах надпись «Мастер Савелий Сибиряков», и все их забраковали. Затащил Чичикова в свой номер и напоил изумительным, якобы из Франции полученным, коньяком, в котором, однако, был слышен самогон во всей его силе. И наконец до того доврался, что стал уверять, что ему выдали восемьсот аршин мануфактуры, голубой автомобиль с золотом и ордер на помещение в здании с колоннами. Когда же зять его Мижуев выразил сомнение, обругал его. Одним словом, надоел Чичикову до того, что тот не знал, как и ноги от него унести! Но рассказы Ноздрёва навели его на мысль и самому заняться внешней торговлей. (М. Булгаков.) 183. Прочитайте. Какая тема объединяет тексты? Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните графически употребление тире. Составьте схему: 1) одного сложносочинённого предложения: 2) двух сложноподчинённых. Определите вид этих сложноподчинённых предложений. I. Мне хочется послорить с теми молодыми людьми которые сетуют что прошло мол время подвигов. То ли дело — годы революции или Отечественной войны! Они говорят если понадоби(т. ть)ся то и мы совершим подвиг. Я глубоко убеждён что к подвигу подвод..т вся предшествующая жизнь человека. Ведь что(бы) иметь крепкие мускулы надо ежедневно заниматься физическим трудом спортом а что(бы) р..стить нравственную «мускулатуру» надо приобретать моральную закалку (ни)когда (не)пасовать перед любыми жизн..ными (не)взгодами. Тогда в час решающего испытания у тебя найдутся силы совершить такие поступки которые люди назовут подвигом. (А. Маресьев.) II. Я знал многих г..роев на войне и их храбрость их г..роизм были (не)разрывно связаны с упорной физической и нравственной закалкой. Думаю что всё сказанное относи(т, ть)ся не только к лётчикам подводникам геологам полярникам к людям так называемых романтических профессий. Подвиг на любом посту в любой работе требует смелости и колоссального напряжения сил. На каком бы учас..ке жизни н.. были совершены подвиги в ср..жении или на стройке на заводе или на ферме в научно-исследовательской лаборатории или в медицинской клинике в подвигах есть общая черта. Подвиг это вершина огромного труда напряжённого и многостороннего. (По И. Кожедубу.) 184. Сочинение. Что такое подвиг, по вашему мнению? Способен ли обыкновенный человек на подвиг? Согласны ли вы с тем, что к подвигу нужно готовиться? Действительно ли прошло время подвигов? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Подвиг». Уточните для себя эту тему. Подберите эпиграф, отражающий основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте сочинение.
|
|
Узнать стоимость написания
|