Учебник для 9 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 13. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами

Соединительные союзы и, да (= и), ни... ни, тоже, также.

В этих сложносочинённых предложениях выражается:

а) одновременность,

б) последовательность действий,

в) причинно-следственные отношения.

Например: 1. Солнце скрылось за горизонтом, и западная сторона простора и неба сумрачно потемнели. (Ю. Нагибин.) 2. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. (Е. Спангенберг.) 3. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (И. Крылов.) 4. Пахло мелом, чернилами, старыми книгами, в дни экзаменов этот запах тоже устрашал. (И. Гофф.)

63. Запишите сложносочинённые предложения, подчёркивая грамматические основы и ставя запятую между простыми предложениями в сложном. Какие смысловые отношения выражены в сложносочинённых предложениях с союзами и, тоже, также?

I. 1. Гости стали прощаться между собою и каждый отправился в комнату, ему назначенную. 2. Тут раздался лёгкий свист и Дубровский умолк. 3. Князь подвёл гостей к окну и им открылся прелестный вид. 4. Вдруг раздалась духовая музыка и шестивёсельная лодка причалила к самой беседке. 5. В это время дверь одного из шалашей отворилась и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога.

(А. Пушкин.)

II. 1. Странный старичок заговорил очень протяжно звуки его голоса также изумили меня. (И. Тургенев.) 2. Она мне нравилась всё больше и больше я тоже, по-видимому, был симпатичен ей. (А. Чехов.) 3. В комнате было тихо в доме тоже не начиналось движение. (В. Короленко.)

64. Выпишите сложносочинённые предложения, подчёркивая грамматические основы и ставя пропущенные запятые между простыми предложениями. Подумайте, возможна ли перестановка частей в данных предложениях. Каковы смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений? В каких предложениях возможно употребление синонимичного союза и?

• Запишите два последних предложения и объясните правописание и синтаксическую роль слов то же, так же. Как отличить эти сочетания от союзов тоже, также? Составьте схему 1, 2, 6-го предложений.

1. Вдруг увидел я деревушку на крутом берегу Яика и через четверть часа въехали мы в Белогорскую крепость. (А, Пушкин.) 2. Рыбка вдруг перестала брать и у нас наступила совершенная тишина. 3. Клёв прекратился и мы долго сидели напрасно ожидая новой добычи. 4. От воды стал подыматься туман и отец приказал Евсеичу отвести меня домой. (С. Аксаков.) 5. Ни одно насекомое не прожужжит в траве ни одна птичка не защебечет на дереве. (И. Гончаров.) 6. Одни дятлы продолжали свою работу да где-то свистнул рябчик и боязливо замолчал. (Д. Мамин-Сибиряк.) 7. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная; звёзды тоже хмурились. (А. Чехов.) 8. После длительного перехода люди очень устали лошади также нуждались в отдыхе. (В. Арсеньев.) 9. Зубинский и моторист раскачивали погружённый в песок катер Рагозин тоже навалился всем телом на борт. (К. Федин.) 10. Способность к самопожертвованию тоже талант с ним нужно родиться. (П. Проскурин.) 11. Странно было лицо у Семёнова — никак не разгадать его: грустно и в то же время хитро. (Н. Помяловский.) 12. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке у обоих общее, звероватое. (М. Шолохов.)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru