Учебник для 9 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 11. Понятие о сложносочинённом предложении

Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Обвал».

Как вы думаете, одну общую или несколько разных картин передал поэт в одном предложении?

Какие языковые средства помогают читателю воспринимать целостно поэтическую картину природы?

      Дробясь о мрачные скалы,
      Шумят и пенятся валы,
      И надо мной кричат орлы,
      И ропщет бор,
      И блещут средь волнистой мглы
      Вершины гор.

Определите, каким по структуре (строению) является это предложение. Сколько в нём простых предложений?

Сложносочинённое предложение — это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией.

Например:

Сочинительный союз (и, да, но, а, или, либо и др.) располагается между соединяемыми частями, не входит ни в одну из частей.

Например: Байкал по величине — самое большое озеро в мире, и местные жители называют его морем.

Есть сочинительные союзы (тоже, также, же), которые занимают необычное место: не между частями сложносочинённого предложения, а внутри второй части.

Например: Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину. (А. Куприн.)

Вспомните, какова роль сочинительных союзов в предложении.

На какие группы по значению делятся сочинительные союзы?

Начертите таблицу «Группы сочинительных союзов» и заполните каждую графу примерами союзов.

60. Из двух простых предложений составьте несколько сложных с разными сочинительными союзами. Объясните выбор союзов для связи простых предложений в сложном.

1. Шёл дождь. Дул ветер.

2. Брат читал. Сестра писала.

3. Я оказался один в квартире. Это позволило мне петь полным голосом.

4. Большинство растений из-за очень жаркой погоды засохло. Лишь в некоторых из них теплилась жизнь.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru