>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 8 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 72. Цитата
421. Укажите, какие из приведённых автором цитат:
Назовите в комментирующей части глаголы и относящиеся к ним слова, указывающие на характер речи. «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» — так трогательно обращался Пушкин к своей няне. Неграмотная крепостная крестьянка Арина Родионовна много лет прожила в семье Пушкиных, вынянчила их детей. Особенно она привязалась к Александру. Мальчик очень любил сказки, которые няня каждый вечер ему рассказывала. Песни, поговорки, легенды — всё хранила её прекрасная память. В годы михайловской ссылки няня была единственным другом поэта. «С нею только мне не скучно», — писал Пушкин. Тоску зимних вечеров, которые они коротали вместе, он чудесно передал в стихотворении «Зимний вечер»:
И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Как и в детстве, поэт просил няню:
Тихо за морем жила, Спой мне песню, как девица За водой поутру шла... В своём стихотворении, посвящённом Михайловскому (1835), поэт с грустью вспоминал умершую уже няню:
Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет... (Е. Фрейдель) 422. Найдите цитаты. Какие из них сливаются с авторским текстом в одно предложение? Укажите диалог. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выполните самопроверку. К. Паустовский в повести «Золотая роза» вспом..нает о том, как однажды знакомый писатель пр..нёс в редакцию газеты «Моряк» свой ра..сказ, «раздёрга(н, нн)ый, спута(н, нн)ый, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый». Все прочли этот ра..сказ и смутились: печатать «его в таком (не)брежном виде было нельзя...» Корректор взял рукопись и поклялся, что, работая над ней, он (не)выбросит и (не)впишет (ни)одного слова. «На следующее утро, — вспоминает К. Паустовский, — я прочёл ра..сказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомка(н, нн)ости и словесного разброда (не)осталось и тени. При этом действительно (не)было выброше(н, нн)о или прибавлено (н..)одного слова. — Это чудо! — сказал я. — Как Вы это сделали? — Да просто ра..ставил правильно все знаки препинания, особенно тщательно я ра..ставил точки. И абзацы. Это великая вещь...» К. Паустовский так говорил о роли знаков препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». 423. Прочитайте. Выделите чужую речь (крылатые слова) в рассказе друга. Согласны ли вы с оценкой, данной матерью? Мой друг рассказывает: «Я провёл эти каникулы, представь себе, на Гавайских островах. Всё было прекрасно: ласковое солнце, роскошные растения. И купайся хоть круглые сутки. Но как мне было приятно вернуться домой! «И дым отечества нам сладок и приятен». И я с удовольствием хожу по асфальту, шлёпаю по лужам и ловлю лучи не очень ласкового солнца». Моя мама сказала: «Твой друг не только любит свою родину, но ещё хорошо говорит. Как к месту он вспомнил грибоедовские слова, сумел легко и уместно включить их в свой рассказ!»
В. Белинский говорил о Пушкине: «Заметим ещё его удивительную способность делать поэтическими самые прозаические предметы». Ещё В. Белинский отметил у Пушкина «удивительную способность делать поэтическими самые прозаические предметы».
424. Определите основную мысль цитаты и введите её в текст двумя способами: 1) как прямую речь; 2) как часть предложения. Образец. «Его зима облита блеском роскошной поэзии» (В. Белинский). 1) Говоря о стихах Пушкина, посвящённых природе, В. Белинский так писал о мастерстве поэта: «Его зима облита блеском роскошной поэзии». 2) Зима в стихотворениях Пушкина, по словам В. Белинского, «облита блеском роскошной поэзии». • Запишите темы сочинений, в которых можно использовать приведённые выше цитаты. 1. «Поэзия Пушкина уд..вительно верна русской действительности, изобр..жает ли она русскую природу или характеры». (В. Белинский) 2. «Придёт время, когда потомство воздвигнет ему вековечный памятник». (В. Белинский) 3. «„Капитанская дочка“ — нечто вроде „Онегина“ в прозе. Поэт изобр..жает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, ист..не содержания и мастерству изл..жения — чудо совершенства». (В. Белинский) 425. Включите в текст предложения с цитатами, используя разные глаголы в комментирующей части предложения. Сократите в случае необходимости цитируемый материал. Пропуск в цитате обозначается многоточием, например:
426. Укажите, в каких приведённых ниже отрывках из ученических сочинений цитаты: 1) не нужны, так как совершенно не подтверждают высказанную мысль или не дополняют её; 2) слишком велики и их можно сократить; 3) приведены неточно и их необходимо уточнить. Выпишите на каждый случай по одному примеру, внеся необходимые исправления. • Объясните постановку тире в цитате из «Песни о Соколе» (исправив предварительно эту цитату). Валек и Маруся жили очень бедно. У них даже не было собственного дома. Им преходилось ютит(?)ся в страшном каме(н, нн)ом подземелье, куда совсем не прон..кали лучи солнца, серые своды давили. Васе очень не понравилось в подземелье. В. Г. Короленко пишет: «Точно давят эти серые своды». 1. Остап и Андрий — дети одного отца, получили одинаковое воспитание. Остап из бурсы «в первый же год бежал», а Андрий «учился охотнее и без напряжения». 2. Не случайно стали крылатыми такие слова из «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых — вот смысл жизни!» 3. Во время казни отец Вареньки, «с белыми... подвитыми усами, белыми же, подведё(н, нн)ыми к усам бакенбардами и с зачёса(н, нн)ыми вперёд височками», шёл (не)отставая от того, кого наказывали, шёл «твёрдой подрагивающей походкой», «со своим румя(н, нн)ым лицом и белыми усами и бакенбардами». 427. Запишите текст. Обратите внимание на способы цитирования. Выполните пунктуационный анализ текста. Разберите предложения с прямой речью. «Природа, — утверждал Михаил Пришвин, — есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры». А природа — это часть Родины. Общение с природой возвышает человека нравственно, воспитывает чувство прекрасного; она учит думать, мыслить образами, красками, звуками.
И тихих вешних сил, Здесь по заре и звёздам Я школу проходил. В этой школе природы Есенин был учеником прилежным и неутомимым. (С. Кошечкин) 428. Подготовьте устное сообщение на тему «О требованиях к устному выступлению». План
Используйте цитаты (если это вам потребуется), предварительно сгруппируйте их в соответствии с пунктами плана. • Как вы понимаете выделенное слово? 1. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. (Пословица) 2. Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь. (Пословица) 3. Раз речь не ясна, она не достигнет цели. (Аристотель) 4. Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (В. Белинский) 5. Никогда не выступай, не подготовившись к теме. Посмотри материалы по данному вопросу в газете, брошюре, книге. 6. Достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими. (Цицерон) 7. Зная заранее, о чём ты хочешь сказать, надо говорить свободно <...> и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. (И. Андроников) Синтаксический разбор предложений с чужой речьюОбразец разбора Всем известны слова И. Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват». Устный разбор Это предложение повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей: комментирующей (Всем известны слова И. Крылова) и части, в которой буквально, точно воспроизводится чужая речь (У сильного всегда бессильный виноват). Первая часть произносится с предупредительной интонацией. Вторая — спокойно, убедительно. Письменный разбор
Повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей. Первая часть — комментирующая; вторая передаёт чужую речь. Пунктуационный разбор предложений с чужой речьюВсем известны слова И. Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват». Устный разбор В конце предложения стоит знак завершения — точка. Чужая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы («У сильного всегда бессильный виноват»). Комментирующая часть стоит перед чужой речью, и после неё ставится двоеточие. Письменный разбор
429. Разберите устно и письменно по два предложения. 1. Как писал поэт: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». 2. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», — часто вспоминаем мы слова великого баснописца. 3. «Ай, Моська, знать, она сильна, — тут же мы делаем паузу и продолжаем, — что лает на слона». 4. «А Васька слушает да ест», — заканчивает оратор своё выступление с критикой. ПовторениеКонтрольные вопросы
430. Прочитайте предложения, данные слева. Ответьте на вопросы, поставленные к каждому из предложений.
Когда, в каких случаях уместно использовать один из этих способов передачи чужой речи? Подсказка:
Какие из этих способов чаще используются в произведениях писателей; в начале информационных новостей (при характеристике главных тем); при изложении самых различных речей и т. д.?
431. Что обозначают эти сочетания знаков? Подберите и запишите примеры к каждому случаю сочетания знаков препинания.
432. Познакомьтесь с мыслями о культуре из книги Михаила Александровича Ульянова — актёра театра и кино, режиссёра, сценариста. Найдите фрагмент текста, в котором отражена главная мысль. Обсудите содержание текста с родителями, друзьями, одноклассниками. Культура... Говоря о культуре, стоит заметить, что это не просто начитанность, знание текстов, фактов, картин, музыкальных произведений и т. д. Говоря «культура», я имею в виду не культуру начитанности, не наслышанности музыкой, не навиданности изобразительным искусством — это всё лишь части культуры, если можно так выразиться, её надстройки, а собственно культуру, базу её — умение жить, не мешая другим, умение приносить пользу, не требуя за то лавровых венков, способность делать своими чужие радости и беды. Это умение свой век прожить разумно, не наказав никого, не испортив никому жизнь, — вот что такое, мне кажется, культура, её личностная основа. И наверное, это ещё следование традициям, законам, вере. <...> Настоящая культура воспитывает не манеру поведения, а манеру жизни, манеру воспринимать мир как целое, в котором твоё «я» лишь часть. Но эта малая часть — единица значимая, и ответственная, не безразличная ни для тебя самого, ни для общества в целом. Только такое ощущение себя в мире образует личность с чувством собственного достоинства. <...>
Культура — это умение жить...
|