>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 8 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 19. Простое глагольное сказуемоеРассмотрите примеры.
Белый пар по лугам Изъявительное наклонение расстилается
Условное наклонение расстилался бы Повелительное наклонение расстилайся
Выбор сказуемого в предложении определяется тем, какой отрезок (фрагмент) действительности отражает предложение. 96. Помните ли вы картину И. Шевандроновой «На террасе» (см. упр. 91)? Представим, что мальчик перестал читать и решил заняться другими делами. Подберите и запишите глаголы-сказуемые, которые показали бы его занятия: а) спортом на земле;
97. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните простое глагольное сказуемое. Обратите внимание на слова, которыми выражено подлежащее. Укажите, в чём проявляется связь подлежащего и сказуемого. 1. Эт.. плакса ревел., целый день (о мальчике, о девочке). 2. Эт.. неряха испортил., костюм (о мальчике, о девочке). 3. Авторитетн.. жюри возглавляет известн.. кутюрье. 4. Праздничн.. шоу имел., большой успех. 5. На предприятии работал.. ГНИ (Государственная налоговая инспекция). 6. ЦБР (Центральный банк России) принял., важное решение. 98. Определите по словарю иностранных слов значение и род данных существительных. Составьте предложения, употребив их в роли подлежащего, а сказуемое - в форме глагола в прошедшем времени. Коммюнике, ноу-хау, резюме, турне, ралли, инкогнито, хеппи-энд. 99. Рассмотрите таблицу на с. 60, дополните её своими примерами. Расскажите о трудных случаях согласования сказуемого с подлежащим в числе.
100. Запишите свои примеры в качестве иллюстраций к правилам таблицы. Помните, что выбор сказуемого определяется тем, какой отрезок действительности отражает предложение.
101. Спишите текст. В каждом предложении выделите грамматическую основу. В какое время суток автор увидел собор? Какая в это время была погода? А если бы было другое время суток и другая погода, какие глаголы-сказуемые вы бы употребили? Напишите об этом. В ясном небе г..рит, подобно негасимому пламени, старый собор, вопл..щая в себе вечную красоту, могущество и народное представление о прекрасном. Меняют(?)ся поколения, а чудный собор недвижно и вечно стоит в центре города. Сияют, переливают(?)ся его купола красным, голубым, оранжевым, синим, зелёным. (По Е. Осетрову)
102. Сочинение. Напишите сочинение на тему «Чудный собор» (церковь, дом, изба и т.д.). Используйте материалы текста упр. 101 и ваши ответы на вопросы.
|