Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 74. Синтаксис и пунктуация

437. Прочитайте. Какую роль в речи играет пунктуация? От какого умения зависит успешность овладения ею?

Пунктуация является важным средством оформления письменной речи: знаки препинания указывают на её смысловое членение.

Академик Ф. И. Буслаев, имя которого входит в сокровищницу национальной русской культуры, писал о назначении пунктуации: она «способствует ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой...».

Для того чтобы правильно с помощью знаков препинания отделить одно предложение от другого, выделить синтаксические структуры в составе предложения, нужно уметь анализировать синтаксический строй речи. Следовательно, синтаксис и пунктуация тесно связаны.

438. Прочитайте инструкцию. Озаглавьте её. Так ли вы действуете, определяя условия постановки знаков препинания?

I. Начинайте с анализа сложного предложения:

  1. выделите грамматические основы, подчеркните их;
  2. заключите в овал союзы и союзные слова, соединяющие простые предложения в сложном;
  3. поставьте разделительные или выделительные знаки препинания между простыми предложениями в сложном.

II. Затем проводите анализ простых предложений в составе сложного:

  1. определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое; если нужно, поставьте тире;
  2. определите, чем осложнены простые предложения: однородными членами с обобщающим словом или без него; обособленными членами предложения;
  3. поставьте нужные знаки препинания.

III. Выясните, есть ли языковые средства, грамматически не связанные с членами предложения:

  • обращения;
  • вводные и вставные слова, словосочетания и предложения;
  • междометия.

Поставьте нужные знаки препинания.

439. Спишите, поставьте разделительные или выделительные запятые, действуя по инструкции, данной в предыдущем упражнении. Используйте графические условные обозначения.

Есть в мире сотни зам..чательных явлений но для них у нас ещё нет слов нет выражений. Чем уд..вительнее явление чем оно в..ликолепней тем труднее рассказать о нём нашими ом..ртвевш..ми словами.

(К. Паустовский)

440. Спишите, расставляя пропущенные знаки завершения, разделения и выделения. Подчеркните грамматические основы простых предложений в составе сложных. Над вводными словами надпишите вв. сп.

Скажите пожалуйста где инф..рмации дают больше: в первом классе или в пятом Если вы сч..таете что в пятом то почему бы первоклассникам (не)пойти в пятый класс Там они получат больше инф..рмации и скорее закончат школу.

Оказывается не всё так просто В пятом классе действительно дадут больше инф..рмации но примет её ученик (не)болыпе а меньше Человек так уж устроен что он защищает(?)ся от (не)нужной (непонятной и (не)приятной инф..рмации Она проходит мимо него и он (не)может её обр..ботать а значит (не)может запомнить и пр..вратить в знания

Для инф..рмации, которая (не)может быть понята и усвоена учёные придумали очень точное слово шум Урок географ., в пятом классе наверное первокласснику понравит(?)ся а вот урок математик.. для него может стать инф..рмационным шумом и будет пропущен мимо ушей.

(По книге «Занимательный компьютер»)

441. Прочитайте отрывок из путевого очерка известного публициста В. Пескова «Ростов Великий». Сформулируйте основную мысль текста. Выделите в нём три абзаца и составьте план очерка.

Расставьте недостающие знаки препинания, выписав предложения в такой последовательности:

  • с разделительными запятыми: 1) между простыми предложениями в сложном; 2) между однородными членами;
  • с разделительным тире между подлежащим и сказуемым;
  • со знаками выделения обособленных членов предложения. Синтаксические конструкции, для наглядного выделения которых нужны поставленные вами знаки, подчеркните с помощью условных обозначений.

По вечерам когда шумная жизнь Ростова Великого затихает тут на берегу озера Неро можно услышать как бьют на пожарной башне часы. Бом! Бом! — несётся над озером голос времени. Одиннадцать веков... Не каждый год и даже не каждая сотня лет оставила о себе память. Но одно столетие дошло к нам дивным творением человека. Из-за него-то Ростов и стал сегодня городом знаменитым. Сюда едут историки архитекторы художники и туристы. И весь остальной город служит только оправой белому камню возведённому русскими мастерами. Название этой постройки Ростовский кремль. Постройки стоят на берегу озера. И потому самое выигрышное место с какого надо увидеть Ростовский кремль лодка. Надо толкаясь шестом в илистое дно немного отплыть. И то что увидишь из памяти уже никогда не изветрится. Всё что ты слышал о древних городах в сказках в одну минуту вдруг обернулось реальностью. И ты понимаешь: сказки о граде Китеже об острове Буяне потому и родились что кто-то видел вот эти постройки над озером. И уже потом образ древнего города пошёл по былинным операм живописным картинам и детским книжкам. Вот он сейчас наяву сверкает белизной на потемневшем вечернем небе и повторяет себя до последней чёрточки в тихой воде. Башни. Стены с бойницами. Крылечки. Оконца. Ворота. Резные крыши. Несчётные, кверху устремлённые купола. Всё умело сплетено и завязано всё находится в подчинении друг к другу и образует одно прекрасное целое именуемое словом ансамбль. Подобный узел мы наблюдаем в Московском Кремле. И не много таких же удач можно насчитать на земле.

442. Изложение. Напишите подробное изложение текста предыдущего упражнения. Выскажите своё мнение, много ли подобных архитектурных ансамблей в России. Есть ли они в вашей местности? Если есть, то опишите тот, который произвёл на вас наиболее сильное впечатление. Предварительно составьте опорный конспект для подробного изложения и вашего ответа на вопрос.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru