Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 66. Комментирующая часть

Прочитайте 1, 2, 3, 4-е предложения из § 65.

Найдите в каждом предложении часть, из которой мы узнаём, кто говорит, кому, как и т. д.

В каких предложениях эта часть находится перед чужой речью, а в каких - после неё?

Как связаны в каждом предложении обе части: чужая речь и комментирующее высказывание?

В предложениях с чужой речью (прямой и косвенной) есть две части: часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть (слова автора).

Эти две части объединены в единое целое: они дополняют друг друга; связаны интонационно, а в косвенной речи - союзами или союзными словами (что, чтобы, как, будто, как будто и т. д.).

Прочитайте стихотворение С. Маршака «Сказка про короля и солдата». Какое место занимает комментирующая часть в выделенных предложениях?

В каком из них после неё делается предупредительная пауза, которая показывает, что предложение не завершено?

В каких выделенных предложениях комментирующая часть произносится с интонацией пояснения?

Какие знаки препинания соответствуют интонации предупреждения и интонации пояснения?

Какие глаголы использует С. Маршак для обозначения речи?

      Солдат заспорил с королём:
      Кто старше, кто важней?
      Король сказал: «Давай пойдём
      И спросим у людей!»

      Вот вышли под вечер вдвоём
      С парадного крыльца
      Солдат под ручку с королём
      Из летнего дворца.
      Идёт навстречу свинопас,
      Пасёт своих свиней.
      — Скажи, приятель, кто из нас,
      По-твоему, важней?
      «Ну, что ж, — ответил свинопас, —
      Скажу я, кто важней из вас:
      Из вас двоих важнее тот,
      Кто без другого проживёт!
      Ты проживёшь без королей?»
      Солдат сказал: «Изволь!»

      — А ты без гвардии своей?
      «Ну нет!» — сказал король.

В комментирующей части большое значение для понимания чужого высказывания имеют глаголы, обозначающие речь. Их много в русском языке.

Какие из данных ниже глаголов:

  • указывают на неожиданность, внезапность высказывания;
  • определяют окраску речи на основе её сходства со звучанием каких-либо предметов;
  • обозначают «говорить быстро и много»; указывают на громкое произношение;
  • выражают согласие или несогласие с мнением собеседника?

Для каких из них значение говорения, или речи, является переносным?

Тарахтеть, возразить, трещать, согласиться, скрипеть, спорить, подтвердить, поддержать, гудеть, отбарабанить, выпалить, поддакнуть, протестовать, брякнуть, трубить, дребезжать, греметь.

Какие слова в комментирующей части обозначают речь, а какие - действия и чувства, которые сопутствуют речи?

Засмеяться, сказать, обидеться, усмехнуться, огорчиться, подмигнуть, ответить, прищуриться, ужаснуться, потребовать, порадоваться.

402. Найдите в комментирующей части слова, обозначающие:

  • адресата, того, кому говорят или пишут;
  • где, когда, почему происходит общение;
  • свойства, качества говорящего, его характеристику;
  • манеру произнесения говорящего.
  1. Сосед был не в духе и постоянно бурчал: « - - ».
  2. Миша нарочно громко сказал брату: « - - ».
  3. « - - !» — торопясь и решая на ходу сложный вопрос, брякнула секретарша.
  4. « - - », — испуганно и удивлённо прошептал эти слова всегда отчаянно смелый альпинист.
  5. Вернувшись из своей поездки, отец попросил: « - - ».
  6. Прохожий вежливо ответил, что - - -.

403. Распространите комментирующую часть предложений с чужой речью, взяв за основу данные схемы. Запишите свой вариант этой части. Сами определите порядок слов в комментирующей части и её место (до или после чужой речи).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru