Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 48. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

Прочитайте попарно предложения из правого и левого столбцов в соответствии с интонационными схемами.

При каком условии причастный оборот на письме выделяется запятыми? В каком столбце причастные обороты являются обособленными, а в каком — необособленными?

291. Прочитайте отрывок из книги Е. Фёдорова об известном металлурге Павле Петровиче Аносове, раскрывшем утерянный в Средние века секрет булата (булатной стали). Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте графически обособленные определения, выраженные причастными оборотами, по образцу.

• Укажите глаголы и прилагательные, с помощью которых переданы автором звуковые и зрительные впечатления, полученные в дороге его героем. • С помощью каких языковых средств показано, что путешествие было утомительным?

В страшную жару Аносов возвращался по иртышской долине в Омск. На тройке крепких выносливых коней он ехал по правому берегу могучей сибирской реки воспетой народом. Кругом простиралась степь покрытая сухой выжженной травой. Только там, где поблёскивали освежающие речонки бегущие к Иртышу зеленели густые травы шумели заросли крыжовника чёрной смородины диких роз. Золотились на солнце пахучие целебные цветы раскачивались жёлтые чашечки лютиков. Вдоль военной линии на пути к Омску то и дело встречались безмолвные, пыльные казачьи станицы. В тени у ворот лежали неподвижные псы истомлённые жарой; они не лаяли и провожали тройку сонными глазами. Над степью простиралась тяжёлая духота; до самого светло-голубого горизонта ни зелёного листочка ни свежего стебелька. На опалённой равнине внезапно возникали и двигались медленно и грузно огромные песчаные столбы, которые затмевали и солнце и голубизну застывшего эмалевого неба. Аносов невыносимо страдал от зноя и жажды. Кружилась голова, темнело в глазах, и, казалось, конца не будет мукам от нестерпимой духоты. Мелкая горячая пыль висела в воздухе. Среди голой необозримой равнины то там то здесь чернели юрты казахов, изредка тянулись вереницы верблюдов оглашая раскалённую пустыню унылым звоном колокольчиков. Проскачет быстрый всадник, и снова пустынно вокруг...

292. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Найдите остальные причастные обороты. Почему они не обособлены?

Весна. Летят перелётные птицы. «Путями предков» — так назывался прочитанный мною в детстве рассказ.

Действительно ли птичьи трассы из века в век неизменны? Нет, облик планеты быстро изменяющийся в наше время изменяет пути перелетов. Из-за новых искусственных морей часть птиц остаётся теперь в средней полосе нашей страны. Некоторые птицы зимовавшие раньше на западном берегу Каспия летят осенью на его восточный берег.

293. Запишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните определения, выраженные причастными оборотами. Объясните, при каких условиях они обособлены, а при каких нет.

• Подчеркните в тексте составные сказуемые. Какие они: именные или глагольные? • Найдите в тексте однокоренные слова.

(С)того далёкого времени, когда я (в)первые обратил внимание на небо и (в)первые увидал падающую звезду, прошло (не)сколько десятилетий. <...>

лежать
лежит
лёжа,
но:
ляг
лягте

Но и (сей)час, как и в детстве, я люблю в летнюю ночь смотреть на звёздное небо. Лучше всего смотреть, лёжа1 на лугу в тёплой, ещё (не)остывшей от солнечного тепла траве. Тишина простирается над землёй, едва ощутимый ветерок ласково обвевает лицо, и такими прекрасными кажутся небо и звёзды. Мысли устремляются в таинственные глубины мироздания, вспоминаются стихи Тютчева:

    Небесный свод, горящий славой звездной,
    Таинственно глядит из глубины, —
    И мы плывём, пылающею бездной
    Со всех сторон окружены.

    (А. Перегудов)

    294. Запишите фрагмент текста, раскрывая скобки. Вы, наверное, догадались, из какой сказки-были М. Пришвина он взят? Сопоставьте употребление в тексте определений большой, чёрный. Объясните, как меняются смысловые оттенки при обособлении этих определений в третьем случае. Что нового вы узнали об определениях, которые могут быть обособлены?

    • Объясните, почему не разделены запятыми определения в словосочетаниях большой чёрный пень, чёрный тёплый пень. • Постарайтесь ответить на вопрос автора, сформулированный в первом предложении.

    (От)куда(же) у человека при его могуществе берётся жадность да(же) к кислой ягоде клюкве? Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как (на)всякую ползущую тварь.

    (Ни)чего (не)видя, кроме своей клюквы, ползёт она и ползёт к большому чёрному пню. <...>

    А большой чёрный пень собирает (в)себя лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и всё кругом охлаждается.

    Но пень, чёрный и большой, ещё сохраняет тепло. <...> Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и (не)ровности, оплела чёрный тёплый пень и, сделав (на)самом верху (не)сколько оборотов, спустилась (по)ту сторону.

    Обособление определений во многом зависит от коммуникативных намерений автора - стремления выделить по смыслу отдельные члены предложения.

    Прочитайте и сравните предложения:

    Эта милая и скромная девушка привлекала всеобщее внимание.

    Эта девушка, милая и скромная, привлекала всеобщее внимание.

    В каком предложении определения объясняют, почему девушка привлекала всеобщее внимание?

    С помощью каких языковых средств это достигается?

    Обособляются как согласованные, так и несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже.

    Сравните два предложения:

    Евгения Петровна, в платке и пальто, быстро вошла в комнату.

    Она, в платке и пальто, быстро вошла в комнату.

    Найдите определяемые слова и определения.

    Чем выражены определения?

    Чем выражены определяемые слова?

    Согласуются ли эти определения с определяемыми словами?

    Рассмотрите схему.

    Чем могут быть выражены обособленные определения?

    295. Убедитесь сами в том, что несогласованные определения приобретают характер добавочного, разъясняющего замечания, если они обособлены. Прочитайте предложения с обособленными членами с интонацией обособления. Сравните по смыслу данные предложения. • В каких предложениях выражено намерение автора пояснить, дополнить сказанное?

    1. Николай внимательно читал какую-то книгу.
    2. Николай со спокойным лицом внимательно читал какую-то книгу.
    3. Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал какую-то книгу.
    4. Никита вошёл в старую комнату.
    5. Никита вошёл в старую комнату, с лежанкой, низким потолком, с одним маленьким окном на улицу.

    296. Проделайте лингвистический эксперимент. Внесите добавочное, разъясняющее замечание в каждое из данных предложений. Как изменится смысл предложения? Запишите предложения в изменённом виде, ставя запятые при обособленных определениях.

    1. Я удивляюсь, что он... (с его умом) не понимает этого.
    2. Шабашкин... (с картузом на голове) стоял подбочась и гордо взирал около себя.
    3. Люба... (с перекинутым через руку пальто) вошла в подъезд незнакомого ей дома.
    4. Депутаты... (с серьёзными, сосредоточенными лицами) входили в зал.

    На обособление определений влияет:

    • расположение любого распространённого определения или двух и более одиночных определений после определяемого слова;
    • способ выражения определяемого слова (местоимение или собственное существительное в качестве определяемого слова).

    Обособляются и выделяются на письме запятыми:

    1) распространённые согласованные определения, если они стоят после определяемого слова, выраженного существительным:

    2) одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение:

    3) одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению:

    Примечание. Согласованные определения, одиночные и распространённые, стоящие перед определяемым словом, также обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступительное или временное). Эти определения часто относятся к собственным именам:

    Сравните:

    297. Запишите предложения, указывая графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся (определяемые слова). Убедитесь в том, что соблюдено одно или несколько условий обособления. Назовите, какие именно условия обособления позволили выделить второстепенные члены как обособленные определения.

    1. А он, мятежный, просит бури. (М. Лермонтов) 2. Нина — чудесный компаньон для рыбной ловли, выносливый, терпеливый и по-настоящему любящий природу. (К. Паустовский) 3. Осень небывалая по сухости, по бурным краскам, по удивительному воздуху, насквозь пропитанному запахом облетающих ив. (К. Паустовский) 4. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. (И. Бунин) 5. Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. (А. Чехов) 6. Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. (Л. Толстой) 7. Осенний дождь, шпанистый, беспризорный, мне музыка тоски его близка. (В. Костров) 8. В это время раздался стук, настойчивый, но негромкий. (Э. Ставский) 9. У стола за самоваром сидела матушка, в сером тёплом платье. (А. Н. Толстой) 10. В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. (А. Н. Толстой)

    298. Запишите текст, подчёркивая определения. Укажите, чем они выражены. Какие из определений являются обособленными? Поставьте при них недостающие запятые. Охарактеризуйте одно из предложений, имеющих в своём составе обособленное определение, выраженное причастным оборотом. • Укажите односоставное определённо-личное предложение.

    Весна началась. Тяжёлая, тёмная туча закрывавшая всё небо ушла. По синему небу поплыли кучевые облака похожие на большие сугробы снега. <...> Мы отыскали берлогу медведя под корнями вывороченной ели. Дежурим, сообщим о его выходе. Струйки тающего снега тайно собираются подо льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях.

    По ночам морозы заново куют лёд.

    (В. Бианки)

    299. Запишите предложения, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные определения. Объясните условия обособления. • Найдите вводные слова и объясните их роль в предложении. • Составьте схему сложного предложения. • Выполните синтаксический разбор одного из предложений с обособленными членами (по выбору).

    1. Природа раскинулась кругом, точно великий храм приготовленный к празднику. 2. В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. 3. Заинтересованный песней он знакомился с её героями, с их судьбой, с судьбой своей родины. 4. Таким образом, Пётр ставший уже юношей вырос, как тепличный цветок ограждённый от резких сторонних влияний далёкой жизни. 5. Максим и женщины ехали в широкой старинной коляске качавшейся, точно большая ладья, на своих высоких рессорах. (В. Короленко)

    300. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые, раскрывая скобки. Укажите графически причину обособления определений. Какие из распространённых определений не обособлены и почему? • В каком из предложений обособлено распространённое определение, стоящее перед определяемым словом — нарицательным существительным? • Начертите схемы 4, 7, 8-го предложений. Объясните, почему эти предложения сложные.

    1. Проносились (на)встречу поезда груж..(н, нн)ые рудой углём и громадными, толщиной в (пол)вагона, брёвнами. (А. Гайдар) 2. Так вот и стояла Травка и гл..дела в лицо маленького человека освещё(н, нн)ого последними лучами з..ходящего солнца. (М. Пришвин) В это время почуяв беду человеческую Травка подошла к рыдающ..й Насте и л..знула её солёную от слёз щёку. (М. Пришвин) 4. Июньское солнце жарило безжалостно в сухом, душном воздухе плавал тополи(н, нн)ый пух белыми лохмотьями к..тался по ш..ссе ведущему из села на станц..ю наб..вался в канавы и грязные от пыли пр..дорожные лопухи. (А. Иванов) 5. Не остывш..я от зноя ночь июльская бл..стала. (Ф. Тютчев) 6. На мокрую полоску песка у самой воды плотно пр..глаженную волнами сел кулич..к и стал (неторопливо расхаживать на длинных ногах. (А. Иванов) 7. Но напрасно искали они металлическую коробочку в которой лежала ещё (ни)кем (не)прочитанная телегра(м, мм)а. (А. Гайдар) 8. И..царапавшиеся грязные усталые и промокшие до костей но всё(же) живые мы спустились к источнику когда была уже настоящая ночь. (Э. Ставский)

     

     

     

    Top.Mail.Ru
    Top.Mail.Ru