Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 40. Понятие об однородных членах

Сравните черновую и окончательную редакции одного из предложений поэмы А. Пушкина «Цыганы».

Употребление какой синтаксической конструкции помогло точнее описать жизнь людей в городе, представить её в деталях?

Там люди в кучах, за оградой
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов...

(Окончательная редакция)

Там люди тесными толпами
Не дышат запахом лугов.

(Черновая редакция)

223. Прочитайте предложения из романа А. Грина «Алые паруса», произнося однородные члены с интонацией перечисления. Спишите, расставляя пропущенные разделительные и выделительные запятые. Графически оформите запись по образцу.

• Прочитайте 2, 3 и 4-е предложения, сохранив в каждом из них только первый однородный член. Можно ли полно охарактеризовать Грэя, учитывая смысл предложений без однородных членов?

1. Отец и мать Грэя были надме(н, нн)ыми (не)вольниками своего положения богатства и законов того общества по отношению к которому могли говорить «мы». 2. Артур Грэй р..дился капитаном хотел быть им и стал им. 3. На пятнадцатом году жизн.. Артур Грэй тайно покинул дом и пр..ник за золотые в..рота моря. 4. В тече-ни.. года он познакомился с навигацией практикой к..рабл..строением морским правом и бухгалтерией. 5. Артур т..рпеливо разбирал свёртки ш..лка отклад..вал сдвигал развёртывал различая красный бледный розовый и розовый тёмный цвет. 6. Случайный переход взгляда от одной крыш., к другой открыл Ассоль на синей морской щели уличного пространства белый к..рабль с алыми парусами. Она вздрогнула откинул..сь зам..рла; (за)тем резко вск..чила с головокружительно падающ..м сер(?)цем...

тайно
тайком
тихонько (разг.)
потихоньку (разг.)

224. Вспомните, что вы знаете об однородных членах, и ответьте на вопросы. Свои ответы подтверждайте примерами.

  1. Однородные члены являются одинаковыми членами предложения или разными?
  2. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы?
  3. Однородные члены относятся к одному и тому же или к разным членам предложения?
  4. Все ли члены предложения могут быть однородными?
  5. Зависят ли друг от друга однородные члены по смыслу и грамматически?
  6. Как (какими языковыми средствами) выражается связь между однородными членами?

Сравните предложения.

В каких из них выделенные слова связаны подчинительной связью, в каких — сочинительной?

В каких предложениях употреблены однородные члены?

Прочитайте предложения с нужной интонацией.

    Дома улицы ярко освещены.
    Дома, улицы ярко освещены.
    Волнения встречи ждали нас впереди.
    Волнения, встречи ждали нас впереди.

Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

Однородные члены соединены между собой сочинительной связью (сочинительными союзами, перечислительной интонацией).

Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Однородные члены могут быть распространёнными, т. е. иметь при себе зависимые слова.

225. Прочитайте выразительно строки из стихотворений русских поэтов XIX века, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами, разделительные и выделительные запятые между простыми предложениями в составе сложных. • Составьте по образцу схемы однородных членов, обозначив слово, к которому они относятся.

    1. Мне грус(?)но! Меня раздражает
      И со(?)нца осе(н, нн)его блеск
      И лист что с берёзы сп..дает
      И поз(?)них кузнечиков треск.

      (А. Майков)

    2. Ноч(?) холодная мутно гл..дит
      Под р..гожу к..битки моей
      Под п..лозьями поле скр..пит
      Под дугой к..локольчик гр..мит
      А ямщик пог..няет коней.
      За горами л..сами в дыму обл..ков
      Светит пасмурный призр..к луны.
      Вой протяжный г..лодных волков
      Раздаётся в тумане др..мучих лесов. —
      Мне м..рещат(?)ся стра(н, нн)ые сны.
      Мне всё чудит(?)ся: буд(то) ск..мейка стоит
      На ск..мейке старуха с..дит
      До полуночи пряжу пр..дёт
      Мне любимые сказки мои говорит
      Колыбельные песни п..ёт.

      (Я. Полонский)

226. Спишите стихотворный отрывок. Подчеркните однородные члены. Укажите (устно) характер сочинительной связи между однородными членами (союзная, бессоюзная). Расставьте пропущенные разделительные запятые. Прочитайте вслух. • Что помогает поэту изобразить отрывочные и неожиданные впечатления путешественника, проезжающего по Москве? Какие глаголы показывают, что переданы впечатления от быстрой езды?

• Сколько во 2-м предложении однородных подлежащих?

      ...Вот уж по Тверской
      Возок несётся чрез ухабы.
      Мелькают мимо бу..ки бабы
      Мальчишки ла..ки ф..нари
      Дв..рцы сады монастыри
      Бухарцы сани ог..роды

      Купцы лачу..ки мужики
      Бульвары башни к..заки
      Аптеки м..газины моды
      Б..лконы львы на в..ротах
      И стаи галок на крестах.

      (А. Пушкин)

227. Спишите отрывок, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Укажите средства связи между однородными членами. Выразительно прочитайте стихотворение вслух, стараясь передать напряжённость боя.

      ...Тяжкой тучей
      Отряды конницы летучей,
      Браздами саблями звуча,
      Сшибаясь, рубят(?)ся сплеча.
      Бросая груду тел на груду,
      Шары чугу(н, нн)ые (по)всюду
      Меж ними прыгают разят
      Прах роют и в крови шипят.
      Швед русский — кол..т рубит режет.

      (А. Пушкин)

228. Составьте текст на одну из тем: «Из окна вагона (автобуса, троллейбуса, трамвая и т.д.)», «На стадионе», «На школьной перемене». Постарайтесь употребить однородные члены для создания комического эффекта, используя далёкие по значению названия предметов.

229. В текстах научного и учебно-научного стиля однородные члены употребляются для классификации, для детального описания явлений, предметов. Спишите, расставляя пропущенные разделительные и выделительные запятые. Подчеркните однородные члены и докажите, что они помогают более точно и полно назвать вещества, которые извлекает корень из почвы. • Подчеркните грамматические основы.

В результате специальных опытов уд..лось узнать что корень извлекает из почвы. Р..стение хорошо развевается в том случа.. если в растворе солей есть калий кальц..й ж..лезо магний сера фосф..р и азот. Магний и ж..лезо необходимы р..стению для образования хлорофилла. Без серы и фосфра не образуются белки. Так(же) вы..снилось что р..стению нужны (не)болыпие количества других элементов которые (по)этому и назвали микроэлементами. Наиболее важными в жизн.. р..стений микроэл..ментами являют(?)-ся марганец бор ц..нк молибден.

230. Закончите предложения с помощью однородных членов. В тексте какого стиля уместны эти предложения? Учтите, что для научных классификаций характерна полнота, исчерпанность перечисления. Удалось ли вам перечислить с помощью однородных членов все понятия, входящие в классификацию? Проверьте себя по учебнику, по лингвистическим словарям.

1. Основные ед..ницы языка — это — —. 2. Основные ед..ницы синтаксиса — это — —. 3. Члены предложения — это — —. 4. — — — это односоставные предложения. 5. Языковые средства осложнения простого предл..жения — это — —.

231. Выпишите из учебников биологии, химии, физики предложения с однородными членами, содержащие классификацию, группировку растений, животных, химических элементов, физических явлений. Проверьте правильность постановки разделительных запятых между однородными членами.

Составьте схемы предложений с однородными членами (см. образец в упр. 225). Прочитайте эти предложения вслух с интонацией перечисления.

232. Прочитайте предложения вслух, соблюдая перечислительную интонацию. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте значком х член предложения, к которому относятся однородные члены. С помощью условных обозначений покажите, какими членами предложения они являются.

1. Очень богат русский язык словами отн..сящ..мися к временам года и к природным явлениям с ними связа(н, нн)ым. 2. Возьмём1 хотя бы ра(н, нн)юю весну. Нач..нают(?)ся оттепели ростепели капели с крыш. 3. Снег делает(?)ся зернистым, ноздреватым ос..дает и чернеет. 4. Ув..дает земля... Так всё идёт пока первый мороз (не) схватит (не)скуёт землю... А там уже и зима с в(?)югами м..телями позёмкой снегопадом седыми морозами вешками на полях скрипом подрезов на розвальнях серым, снеговым небом. 5. Много у нас слов связа(н, нн)о с туманами ветрами обл..ками и водами. 6. Особенно богато представле(н, нн)ы в русском словаре реки с их плёсами бочагами паромами и перекатами.

(По К. Паустовскому)

233. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу однородные члены (с пояснительными словами или без них). Запишите предложения, ставя разделительные запятые между однородными членами. Составьте ещё 2—3 предложения о жизни и творчестве М. Лермонтова. Употребите в них однородные члены, если они потребуются для передачи содержания.

1. Михаил Юрьевич Лермонтов является автором замечательных стихотворений — — — —. 2. В стихотворении «Смерть поэта» молодой Лермонтов горячо и — — выразил любовь к А. С. Пушкину и — — к его убийцам. 3. Москва — — — — связаны с жизнью и — — М. Ю. Лермонтова. 4. Школьники учат наизусть такие стихотворения М. Ю. Лермонтова, как «Завещание» — — — —.

234. Диктант. Прочитайте высказывание об А. Пушкине - собеседнике одного из его современников.

Объясните правописание пропущенных букв и употребление знаков препинания. Выделите грамматические основы простых предложений в сложном; укажите союзы, соединяющие простые предложения в сложном.

Обратите внимание на запятые между простыми предложениями в сложном!

Одушевлё(н, нн)ый разг..вор его был красноречивой импровизацией, потому что он обыкнове(н, нн)о увл..кал всех, овл..девал разг..вором, и это всегда кончалось тем, что другие смолкали невольно, а г..ворил он. Если бы записан был хоть один такой разг..вор Пушкина, похожий на ра(с, сс)уждение, перед ним показались бы бледны профе(с, сс)орские речи.

(К. Полевой)

разговор
рассуждение
импровизация

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru