Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 22. Тире между подлежащим и сказуемым

Прочитайте предложения, выделяя тоном голоса подлежащие и делая паузу между подлежащим и сказуемым.

...Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создаёт своими руками для себя и своих поколений. Родина — это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и неразрушимость своего места на земле...

Земля оттич и дедич — это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно.

(По А. Толстому)

  • Какой пунктуационный знак пропущен?
  • Какие интонационные особенности подсказывают необходимость постановки этого знака препинания?
  • Какие морфологические способы выражения главных членов являются опознавательным признаком употребления тире?
  • Каково его назначение (знак завершения, или разделения, или выделения)?

Определите, какими частями речи выражены главные члены в данных ниже предложениях. Почему между ними не ставится тире? В текстах какого стиля употребляются такие структуры?

  1. Корень есть непроизводная основа.
  2. Корень, суффикс и приставка суть части основы.
  3. Молекула есть наименьшая устойчивая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.

114. Рассмотрите таблицу. Какие пунктуационные правила вам были известны? Что вы узнали нового? На что надо обращать внимание при письме, чтобы правильно поставить тире?

Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки

тире ставится, если:

1) оба главных члена выражены

• существительным в именительном падеже:
Москва - столица России;

• количественным числительным:
Пятью пять - двадцать пять;

• неопределённой формой глагола:
Курить — здоровью вредить;

2) один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой — глаголом в неопределённой форме, количественным числительным:

Сохранить дружбу на всю жизнь - большое счастье; Высота Зимнего дворца - двадцать два метра.

Если перед сказуемым стоит указательная частица это или вот, тире ставится перед этой частицей:
Компьютер - это электронная машина; Чтение - вот лучшее учение.

тире не ставится, если:

1) подлежащее выражено личным местоимением:
Он геолог;

2) сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами:
Руки как (словно) лёд;

3) при сказуемом - существительном с отрицанием:
Бедность не порок.

115. Спишите, ставя, где это необходимо, разделительные тире и пропущенные запятые. Подчеркните грамматические основы предложения. В предложениях, где вы поставили тире, графически обозначьте повышение тона голоса и паузу по образцу.

1. Совесть есть внутре(н, нн)ее сознание добра и зла. 2. Жалость сострадание сочу(?)ствие при чужой беде печаль грусть. 3. Ложь преступление против ист..ны т..жёлый грех. 4. Доброта как деятельная способность делать добро высшее совершенство человека. 5. Добрый человек это прямой простой бесхитрос(?)ный и доброжелательный человек. 6. Твёрдое сознание долга есть основа характера. 7. Долг твёрдая обяза(н, нн)ость человека перед Богом государством обществом семьёй родственниками друзьями. 8. Зависть (не)желание добра другому а одному лишь себе. 9. Зло есть отрицание добра, приносимого в мир Богом, противостояние истине добру благу.

(По «Энциклопедическому словарю
русской цивилизации»)

• Найдите в тексте слова, образованные от слова добро, и выполните их морфемный разбор. Объясните смысл 7-го предложения. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите аргументы.

116. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните постановку или отсутствие тире между главными членами предложения. Для этого подчеркните главные члены и обозначьте части речи, которыми они выражены.

1. При мысли великой что я человек всегда возвышаюсь душою. (В. Жуковский) 2. (Не)довольство2 собою есть (не)обходимое условие разумной жизн.. . Только это (не)довольство побуждает к работе над собою. (Л. Толстой) 3. Быть а не казат(?)ся девиз1 который должен носить в своём сер(?)це каждый гражданин люб..щий свою родину. (Н. Пирогов) 4. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизн.. . Как бы мы (не, ни)понимали добро жизнь наша есть (не)что иное, как стремление к добру. (Л. Толстой) 5. Самое редкое мужество это мужество мысли. (А. Франс) 6. Недописа(н, нн)ая мысль потеря(н, нн)ый клад. (Д. Менделеев) 7. (Не)ясность слова есть (неизменный признак (не)ясности мысли. (Л. Толстой) 8. Язык инструмент; едва ли (не, ни)труднее он самой скрипки.4 Можно бы ещё заметить что посредственность как на одном так и на другом инструменте (не)терпима. (П. Вяземский)

117. Замените в предложениях сказуемые составными именными сказуемыми с нулевой связкой. У вас получатся определения понятий из учебника биологии. Запишите их, расставляя знаки препинания, подчёркивая грамматические основы.

1. Темперамент является врождённой особенностью человека. 2. Возбуждение и т..рможение можно считать двумя основными процессами определяющими пов..дение человека. 3. Меланхолика характеризует слабая, (легко)ранимая нервная деятельность, способная выдерживать лишь (не)болыпое напряжение. 4. Холерики представляют собой людей у которых преобладает процесс возбуждения и слаб процесс т..рможения. 5. Сангвиники являются людьми уравновешенными в своих чувствах и действиях легко приспосабливающимися к обстоятельствам. 6. Флегматиками называют обычно спокойных людей которых трудно выв..сти из себя.

118. Составьте 4 предложения, употребив сочетания слов с собственными существительными в качестве подлежащих, а с нарицательными - в качестве сказуемых. Сделайте на основе данного и предыдущего упражнений вывод, зависит ли от темперамента успешность деятельности человека, его вклад в науку, искусство, влияние на историю.

1. Французский философ Рене Декарт; англичанин Чарлз Дарвин; русский писатель Н. В. Гоголь; польский композитор Фредерик Шопен; меланхолик. 2. Знаменитый полководец А. В. Суворов; холерик. 3. Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт; российский философ, писатель А. И. Герцен; сангвиник. 4. Российский полководец, генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов; русский писатель, баснописец И. А. Крылов; флегматик.

119. Допишите предложения, попробуйте охарактеризовать великих соотечественников. Сообщите о том, кто этот человек и чем он знаменит. Употребите в предложениях составные именные сказуемые с различными связками: нулевой, связками есть, был, стал, является.

Образец. Иван Петрович Павлов - великий учёный-физиолог, является создателем учения об условных рефлексах.

1. Михаил Илларионович Кутузов — —. 2. Павел Степанович Нахимов — —. 3. Николай Михайлович Пржевальский — —. 4. Михаил Иванович Глинка — —. 5. Георгий Константинович Жуков — —. 6. Юрий Алексеевич Гагарин — —. 7. Михаил Васильевич Ломоносов--.

120. Диктант. Перед написанием диктанта объясните употребление тире; раскройте скобки. Обратите внимание на знаки препинания в сложном предложении!

1. Нет, (не)только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и (на)яву. Тут главное — уметь (во)время отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребёнка, что(бы) он (не)увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (М. Шолохов) 2. Благодарность (не)есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость, (не)быть благодарным — подлость. (В. Ключевский)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru