Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

86. Употребление наклонений

Какими формами глагола выражено побуждение к действию в приведённых ниже предложениях?

1. Не шуметь!
Слушать внимательно!

2. Молчите лучше!
Не возражайте!

3. Присядь отдохни.

1. Не шумите!
Слушайте внимательно!

2. Молчали бы вы лучше!
Не возражали бы!

3. Присядь-ка отдохни-ка.

В каких предложениях побуждение к действию имеет оттенок категорического приказа, а в каких — оттенок совета, просьбы? Прочитайте предложения так, чтобы эти оттенки побуждения к действию все услышали.

503. Используя «волшебные слова» будьте добры, будьте любезны, не откажите, не смогли бы вы, пожалуйста, выразите разными способами просьбу о том, чтобы: 1) вам вернули книгу; 2) закрыли двери. В каком случае вы более решительно выразили просьбу, а в каких она носила более мягкий характер?

Образец:

  1. Возвратиться немедленно! (неопр. ф.)
  2. Не могли бы вы возвратиться поскорее! (вежливое слово в усл. накл.)
  3. Возвратитесь-ка поскорее! (повел, накл. и частица -ка)
  4. Возвратись поскорее, пожалуйста! (повел, накл. и вежливое слово)

504. Прочитайте стихотворение Ю. Мориц «Заходите в гости!». Определите, кто, о чём и как просит. Каким тоном должны выражать свои просьбы благородный почтальон и хозяева дома? Выпишите отдельно глаголы 1) в изъявительном и 2) в повелительном наклонении.

Постучался почтальон —
Благородный старый Слон,
Выт..р ноги о по..стилку:
— Распишитесь за «Мурзилку»!
Протягивает веточ(?)ку,
Показывает клеточ(?)ку:
— Напиш..те мелко
«Получила белка».
Кто ещё стучится в дверь?4

Это — мошки, птицы, звери!
Вытирайте ножки,
Дорогие крошки!
Поросята, не стыдитесь!
Ведь бывают, между прочим,
Свиньи вежливые очень.
Всё не от питания,
А от воспитания!

505. Прочитайте и перепишите, вставляя пропущенные знаки препинания, инструкцию, как сделать салат из фасоли. Замените глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения. Какая инструкция звучит мягче, менее категорично? Определите стиль текста.

Салат из фасоли

Фасоль сварить откинуть на сито и охладить. Варёную морковь нарезать кубиками а сельдерей — соломкой. Промыть зелёный салат нарезать и смешать с остальными овощами. Соус приготовить так: в отдельную посуду пол..жить горчицу соль сахар подлить р..стительного3 масла и пр..бавить уксуса. Этим3 соусом заправить салат.

фасоль
салат

506. Прочитайте. Какие глагольные формы использованы для выражения побуждения к действию? Спишите, обозначая вид глаголов.

Советы юным велосипедистам

Езде на велос..педе учитесь на ровной площадк.. в ст..роне от уличного3 движения.

Научитесь самостоятельно с..диться на в..лосипед. Постав(?)те прав..ю педаль (в)верх и чуть (в)перёд, встан(?)те слева от вел..сипеда. Когда буд..те держаться за руль, перенесите правую ногу через седло и опустите её на педаль.

Не д..ржаться слишком сильно за руль! См..треть метров на пять-шесть (в)перёд, а не на колесо! Педали вращать равномерно, без рывков!

Прежде чем вы спуститесь, пр..кратите вращение педалей. Когда скорость умен(?)шится, машина накр..нит(?)ся. Опустите в сторону наклона ноги и постав(?)те машину на землю.

педаль
велосипед

507. Составьте 8 предложений или связный текст на одну из тем: «Как сварить суп (борщ и т. д.)», «Как сшить фартук (косынку, сарафан и т. д.)», «Как играть в лапту (городки и т. п.)», «Как сделать полочку для книг (скворечник, кегли и т. п.)», «Как посадить деревце» и т. д. Используйте различные способы выражения советов.

508. Определите наклонения выделенных глаголов. При списывании замените их глаголами в изъявительном наклонении в будущем времени и поставьте пропущенные знаки препинания. У вас получится текст Л. Кассиля. В каком тексте — записанном вами или в тексте учебника — о мечтах Валерки говорится так, как будто они непременно сбудутся?

Образец: Мальчик погрузился в мечты: «Сделал бы я лодку...» — Мальчик погрузился в мечты: «Сделаю я лодку...»

Валерка сразу погрузился в мечты. Корабль, настоящий корабль был бы у них! Он стал прикидывать, как бы выгл..дел корабль. Белогрудый и молчаливый, выплывал бы он на простор речной волны. А как бы назывался корабль? И тут Капка сказал Пусть называется Арсений Гай!

509. Прочитайте. Чему учит этот текст? Спишите. Подчеркните глаголы. Назовите их наклонение и вид. • Подчеркните местоимения как члены предложения.

Ты зв..ни́шь1 товарищу и говоришь тоном пр..каза: «Мишу!» Или: «Поз..вите Мишу!» Это невежливо. Ведь к телефону под..шёл (не)известный тебе человек. Ты ра(с, сс)читываешь, что он окажет тебе услугу — поз..вёт твоего друга к аппарату. (Об)этом следовало(бы) попросить, тон приказа здесь (не)уместен.

звони́т
звоня́т

510. Диктант. Над переходными глаголами надпишите сокращённо, какого они вида: с. — совершенного, нес. — несовершенного. Подчеркните непроверяемые безударные гласные корня, над чередующимися гласными надпишите букву ч.

Приготовьте в..негрет, полакомьтесь с..латом из свеж..й фасол.., реж..те к..пусту, печь п..роги, поджарьте на р..стительном масл.., расст..лили бы скат..рть, съешь м..рковную к..тлетку, разл..жите по т..релкам, век..пятите в к..стрюле.

• Составьте рецепт приготовления одного из известных вам блюд.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru