|
|
Учебник для 6 класса РУССКИЙ ЯЗЫК84. Условное наклонениеПрочитайте диалог. При каком условии дети выполнили бы свои замыслы? — Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала сказочная волшебная палочка? — спросил учитель. — Я отправился бы путешествовать,— ответил Серёжа. — Я бы вылечил всех больных детей,— сказал Витя. — А я построила бы много-много домов,— произнесла Варя. А что сделали бы вы, если бы всё могли?
Рассмотрите таблицу.
От какой основы глагола образуется условное наклонение глагола? Какой суффикс и какое слово образуют условное наклонение глагола? В каком роде и числе стоят глаголы в условном наклонении? Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами. Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам. 486. Выпишите глаголы в условном наклонении, в скобках запишите неопределённую форму, от которой они образованы. Обозначьте число и род (в единственном числе) выписанных глаголов. Образец:
Найдите в первой строфе слова, совпадающие по звучанию. Можно ли их назвать омонимами? Петя мечтает
(Б. Заходер.) 487. Прочитайте шутливое стихотворение Э. Успенского. Объясните смысл этого стихотворения. Выпишите глаголы в условном наклонении. Обозначьте в них суффикс -л- и окончания. Почему в этом стихотворении так часто повторяется местоимение я? Как это характеризует героя стихотворения? Образец записи:
Если был бы я девчонкой
488. Прочитайте отрывок из письма М. Горького сыну. В каком предложении выражена основная мысль? Спишите, обозначая: 1) глаголы в прошедшем времени сокращённо буквами пр. вр.; 2) глаголы в условном наклонении буквами у. н. Обозначьте в глаголах суффиксы и окончания. Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка2 оставил после себя (не)что хорошее — цветы. Вот если (бы) ты всегда и везде, всю жизнь оставлял для людей только хорошее — цветы, мысли, славные воспоминания о тебе,— легка и приятна3 была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало(бы) тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.
489. Озаглавьте текст словами автора. Спишите, заменяя глаголы в неопределённой форме глаголами в условном наклонении. • Какие правила вы применяли, вставляя пропущенные буквы? Если бы у меня было зд..ровье, руки и ноги, возможность двига(т, ть)ся по необ..ятному миру, то что (быть)? Я (не) (мочь) просто пойти, я (поб..жать) стремительно и неудержимо. Может быть, (поб..жать) в Москву рядом с поездом, схв..тившись за вагон. В Москве (прийти) на завод и прямо в кочегарку, чтобы открыть топку, понюхать зап..х угля, швырнуть туда добрую порцию его. О, я дал (бы) 6000—7000 процентов выработки! Я (быть) весел и всегда (чувствовать), как чуде..на3 жизнь. (Н. Островский.) 490. Напишите несколько предложений или составьте текст на тему «Если бы я был(а) учителем (взрослым, самым сильным человеком на земле и т. п.)». Подчеркните глаголы в условном наклонении.
|
|
|