Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

84. Условное наклонение

Прочитайте диалог. При каком условии дети выполнили бы свои замыслы?

— Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала сказочная волшебная палочка? — спросил учитель.

— Я отправился бы путешествовать,— ответил Серёжа.

— Я бы вылечил всех больных детей,— сказал Витя.

— А я построила бы много-много домов,— произнесла Варя.

А что сделали бы вы, если бы всё могли?

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Рассмотрите таблицу.

Неопределённая форма

вылечи[ть]
отправи[ть]ся
принес[ти]
сдела[ть]

Условное наклонение

вылечил бы
отправилась бы
принесло бы
сделали бы

От какой основы глагола образуется условное наклонение глагола?

Какой суффикс и какое слово образуют условное наклонение глагола?

В каком роде и числе стоят глаголы в условном наклонении?

Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).

Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.

486. Выпишите глаголы в условном наклонении, в скобках запишите неопределённую форму, от которой они образованы. Обозначьте число и род (в единственном числе) выписанных глаголов.

Образец:

Найдите в первой строфе слова, совпадающие по звучанию. Можно ли их назвать омонимами?

Петя мечтает

Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне3 в кровать
И само
Меня бы мыло —
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,

Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок...

(Б. Заходер.)

487. Прочитайте шутливое стихотворение Э. Успенского. Объясните смысл этого стихотворения. Выпишите глаголы в условном наклонении. Обозначьте в них суффикс -л- и окончания. Почему в этом стихотворении так часто повторяется местоимение я? Как это характеризует героя стихотворения?

Образец записи:

Если был бы я девчонкой

Если был бы я девчонкой,—
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки-ложки,
Сам начистил бы картошки,

Все свои3 игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала: —
Молодчина ты, Сынок!5

488. Прочитайте отрывок из письма М. Горького сыну. В каком предложении выражена основная мысль? Спишите, обозначая: 1) глаголы в прошедшем времени сокращённо буквами пр. вр.; 2) глаголы в условном наклонении буквами у. н. Обозначьте в глаголах суффиксы и окончания.

Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка2 оставил после себя (не)что хорошее — цветы.

Вот если (бы) ты всегда и везде, всю жизнь оставлял для людей только хорошее — цветы, мысли, славные воспоминания о тебе,— легка и приятна3 была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало(бы) тебя богатым душой.

Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.

489. Озаглавьте текст словами автора. Спишите, заменяя глаголы в неопределённой форме глаголами в условном наклонении. • Какие правила вы применяли, вставляя пропущенные буквы?

Если бы у меня было зд..ровье, руки и ноги, возможность двига(т, ть)ся по необ..ятному миру, то что (быть)?

Я (не) (мочь) просто пойти, я (поб..жать) стремительно и неудержимо. Может быть, (поб..жать) в Москву рядом с поездом, схв..тившись за вагон. В Москве (прийти) на завод и прямо в кочегарку, чтобы открыть топку, понюхать зап..х угля, швырнуть туда добрую порцию его. О, я дал (бы) 6000—7000 процентов выработки! Я (быть) весел и всегда (чувствовать), как чуде..на3 жизнь.

(Н. Островский.)

490. Напишите несколько предложений или составьте текст на тему «Если бы я был(а) учителем (взрослым, самым сильным человеком на земле и т. п.)». Подчеркните глаголы в условном наклонении.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru