Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

56. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Две буквы н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на ; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -они-, -енн-. Исключение: ветреный.

Каменный (камень). Безветренный. Ветреный (искл.).

Одна буква н пишется: 1) в суффиксе -ин-; 2) в суффиксе -ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный.

Лебединый. Песчаный. Оловянный (искл.).

В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных.

Даль туманна.

№ 38.

316. Запишите в алфавитном порядке прилагательные, образованные от данных ниже слов с помощью суффикса -ин-. Что обозначает этот суффикс в прилагательных? Обозначьте в записанных словах условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).

Бекас, комар, лев, орёл, пе́репел, петух, сокол, стрепет, тетерев, ястреб, воробей, глухарь, голубь, гусь, зверь, журавль, лебедь, соболь, соловей, шмель, грач, мышь, оса, пчела, сова, утка, лошадь, змея.

317. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных.

Было время3 когда писали птич..ими перьями. Само название «перо» подтверждает это. Самыми распространёнными были гуси(н, нн)ые перья. Лебеди(н, нн)ыми перьями писали реже бекаси(н, нн)ыми3 перьями ч..ртили. Двести лет назад1 появились стальные перья, самые прочные и надёжные.

318. Запишите однокоренные прилагательные, образованные от данных существительных.

  1. Нефть → нефтяной; земля, стекло, трава, кость, торф, слюда, кожа, полотно, конопля, олово, глина, вода, жесть, лёд, лён, песок, дерево, рожь, овёс, серебро, шерсть.
  2. Общество → общественный: ремесло, обед, торжество, отечество, огонь, солома, тыква, клюква.

319. Прочитайте. Слово ветер в значении «поток воздуха» послужило для образования двух прилагательных: ветряной и ветреный. Ветряной — действующий силой ветра, ветреный — с ветром. Ветреный обозначает также пустого, легкомысленного человека. Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях.

• Составьте и запишите два предложения со словами ветреный и ветряной.

Ветр..ая (погода), ветр..ые (дни), ветр..ое (утро), ветр..ая (оспа), ветр..ый (юноша), ветр..ая (мельница), ветр..ой (двигатель).

ветряна́я (мельница)
ве́треный (человек, день)

320. К данным ниже существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами -н-, -ан-(-ян-) или -енн-. Сначала запишите прилагательные, образованные от существительных с н на конце основы, потом — прилагательные с суффиксом -ан-(-ян-); затем запишите прилагательные с суффиксом -енн-. Обозначьте условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных.

Солома, тыква, клюква, глина, серебро, болезнь, цена, туман, целина, нефть, дерево, стекло, олово, машина, весна, осень, старина, картина, государство, отечество, искусство, хозяйство, кухня, листва, луна, полынь, карман, стена, чугун, лимон.

ку́хонный

321. Выпишите сначала прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а потом прилагательные с двумя н в суффиксе. Обозначьте условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных. • Какие слова вы не выписали? Почему? • Назовите способ образования прилагательных с двумя н.

обыкновенный

Революцио..ый, орли..ый, восторже..ый, овся..ый, обеде..ый, оловя..ый, кожа..ый, деревя..ый, звери..ый, торфя..ой, экскурсио..ый, письме..ый, стекля..ый, авиацио..ый, песча..ый, костя..ой, оси..ый, обыкнове..ый, ю..ый, багря..ый, румя..ый.

зелёный
синий юный румяный свиной

322. Образуйте краткие прилагательные по образцам. Обозначьте условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных. • Составьте предложение с любым словом, употребив его в полной форме и в краткой (в м. р. и в ж. р.).

Безукоризненный — безукоризнен (м. р.), безукоризненн[а] (ж. р.); бе..чувственный, бе..ыскусственный, величественный, естественный, легкомысленный, (не)вежественный. Безвременный — безвременен; своевременный, пустынный, ценный, (не)обыкновенный, (не)прикосновенный, (не)сомненный.

323. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных. • В каком значении употреблено слово бархатный?

1. Павлик пр..снулся до ра..света. Осторожно открывая тяж..лые двери, он отправился в гостиную. Это было больш..е путешествие маленького мальчика по пусты(н, нн)ой квартире.

2. Пока глаза Павлика пр..выкали к сумраку он осторожно обош..л густое барх..тное дерево, еле-еле мерцающее серебря(н, нн)ыми нитями канители. Каждый шаж..к мальчика чутко отдавался в ёлке мягк..м бумажным шумом вздрагиванием шуршанием хлопуш..к тончайшем звоном стекля(н, нн)ых шаров5.

(По В. Катаеву.)

324. Спишите. Обозначьте части слов, в которых находятся вставленные орфограммы. Объясните постановку запятых между однородными членами.

Матрёшка — это деревя(н, нн)ая кукла, похожая на ваньку-встаньку. Изображает она русск.. крестьянск.. девушку. Внутрь матрёшк.. вкладывают несколько меньших матрёшек, распол..гая их по росту.

Матрёшка в шали алого цвета ст..яла на письме(н, нн)ом столе. Она была густо покрыта лаком и бл..стела, как стекля(н, нн)ая. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разн..цветных шалях. Д..ревенский мастер нагр..дил матрёшек русской кр..сотой, соболи(н, нн)ыми бр..вями и рдеющим, как угли, румянц..м.

Синие их глаза он пр..крыл дли(н, нн)ыми2 р..сницами.

(По К. Паустовскому.)

325. Прочитайте слова в таблице. Правильно ли они внесены в неё? Спишите, делая необходимые исправления. Обозначьте условия выбора н и нн. • Составьте 1 — 2 предложения с прилагательными из таблицы и подчеркните в них члены предложения.

326. Опишите куклу: петрушку, ваньку-встаньку, буратино и др. Расскажите, из чего сделана кукла и её одежда, как она раскрашена, как ею играют дети. • Какие прилагательные вы употребили в своём описании? Какие из них качественные, какие — относительные?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru