Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

48. Описание природы

276. Прочитайте. Что такое пейзаж? Определите стиль текста.

Пейзаж в литературном произведении — это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса, грозы, снегопада и т. д.) и местности — сельской, городской, на фоне которой происходят изображаемые события.

277. Прочитайте текст. Что в нём описывается? Разделите текст на части. Озаглавьте его. Что бы вы нарисовали на иллюстрации к нему? Спишите и подчеркните прилагательные как члены предложения. Назовите синоним к выделенному прилагательному. Можно ли употребить его в данном предложении?

Утро. Выглядываю в окно и (не)узн..ю леса. Какое великолепие3 и спокойствие! Над глубокими, свеж..ми снегами, завалившими чащ.. елей,— син.., огромн.. и удивительно нежн.. небо. Такие ярк.., радос.. краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свеж..м снегом и зелён..м бором.4 Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно син..я. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже игра..т золотист., солнечн.. свет.4 И сосны зам..рли под глубоким небом.

(По И. Бунину.)

глубокий
бездонный

278. Определите основную мысль описания. Как выглядят в заснеженном лесу кусты, кучи хвороста, пень, ветви елей? Какие слова и словосочетания помогают автору создать необычную картину леса в снегу?

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошённой земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана.

Пень выглядывает из-под тучной чалмы. Еловые лапы — если приглядеться, каждая имеет свою физиономию,— прямо в глаза строят немые смешные рожи. Всё необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения.

(В. Тендряков.)

279. Озаглавьте текст. Разделите его на два абзаца. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Определите главную мысль текста. Как связаны последние два предложения? Найдите описание неба. Какие языковые средства использованы в нём?

В дек..бре, если небо закрыто туч..ми, странно смеркае(т, ть)ся в хвойн..м лесу, почти страшно: небо наверху станови(т, ть)ся ровно лилов..м, свиса..т, опускае(т, ть)ся и торопит спаса(т, ть)ся а то в лесу скоро начнё(т, ть)ся свой, нечеловеческ.. порядок. Мы посп..шили домой обратно по своей утренн.. дорожк.. и увид..ли на ней свеж., заяч.. след. Это знач..ло что зайцы3, у которых день наш считае(т, ть)ся ночью, а ночь — их трудовой день, встали с лёжк.. и нач..ли ходить. Страши., лилов., небо в сумерках им было, как нам радости., утренн.. з..ря.

(По М. Пришвину.)

280. Опишите, что вы видите утром (вечером, ночью, днём) из окна вашего дома (класса). Подумайте, какую основную мысль вы будете раскрывать в вашем описании, как его лучше построить, какие языковые средства помогут вам в этом.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru