Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Имя прилагательное

47. Повторение изученного в V классе

  1. Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
  2. Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам.

    Прилагательные могут иметь краткую форму.

  3. В предложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

269. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное» и укажите у прилагательных падеж, число и род. Выпишите слова с пропусками букв и со скобками. Над какими видами орфограмм вы работали?

Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школьной усад(?)бы.

Едва они ступили в лес и еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в мир покоя и бе..звучия3. Сороки, вороны, перелетая с дерева на дерево, к..лыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хру..кие, сухие прут..ки. Но ничто не рождало (з, с)десь звука.

Кругом белым-бело. Лишь в вышине чернеют макушки рослых пл..кучих берёз.

(Ю. Нагибин.)

270. Рассмотрите иллюстрацию «Настя и Митраша в лесу» к повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (см. «Литература. 6 класс»). Назовите предметы, изображённые на ней. Подберите к ним имена прилагательные, обозначающие размер, цвет, форму, принадлежность кому-либо. Запишите словосочетания «прилагательное + существительное в творительном или предложном падеже». Поставьте вопросы от существительных к прилагательным.

271. Разделите текст на три абзаца. В каких предложениях выражена основная мысль каждого из абзацев? Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Обозначьте падеж, число, род прилагательных. Подчеркните их как члены предложения. • Найдите слово, синонимы которого даны в рамке.

Красивый пейзаж вызывает радос..ое чу..ство отвл..кает от неприятностей успокаивает даже лечит. Пр..рода вдохновляет поэтов художников композиторов. Сегодня наибольш..ю тр..вогу за свою судьбу вызывают у нас не далёк.. горы и скалист.. берега морей а пр..вычные, скромные сельские пейзаж.. . Они исчезают под бе..жалостным напором тракторов и бульдозеров. Красота нашей земли хрупка и уязвима. Её легко и..портить и обид..ть каждой мелочью. Красоту пейзаж..й в Росси., создали бескрайн.. леса реч(?)ные д..лины и поймы лесные поляны и опушки кустарники и мелколесье у ручьёв и оврагов старые деревни и хутора с многоярусной р..стительностью дворов и улиц. Многие из этих чудесных элементов считаются бе..полезными для сельск.. хозяйства. Мелиораторы и строители ведут на них подлинное наступление. Тихую рощу иск..реняют под пашню привольное поле отделяют от древних лесов непроходимым валом овраги засыпают или превращают в свалки. Кто сохранит потомкам хотя бы малую часть русского пейзажа, который вд. .хновлял и Левитана, и Шишкина, и других талантливых соотечественников?

безграничный
беспредельный
безбрежный

272. Спишите, согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся, и расставляя пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «Е и и в падежных окончаниях существительных» и «Безударные гласные в окончаниях прилагательных». • Какие из синонимов выделенного слова указывают на особую тишину, спокойствие, на полное отсутствие движения, суеты, шума? Найдите в последнем предложении сравнение.

1. Всп..минается мне (ранний, погожий) осень. 2. Помню (ранний, свежий, тихий) утро. Помню (больш..й, весь золотой) сад помню (кленовый) аллеи (тонкий) ар..мат опавшей листвы и зап..х (антоновский) яблок, зап..х мёда и (осенний) свежест.. . 3. Так славно ночью лежать на возу смотреть в (звёздный) небо чувствовать запах дёгтя в (свеж..й) воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темн..те длинный обоз по (больш..й) дорог... 4. В поредевшем саду дал..ко видна дорога к (больш..й) шалашу. 5. Ветер волновал сад и наг..нял (зловещ..й) космы (пепельный) обл..ков. 6. Холодно и ярко с..яло на севере над (тяжелый свинцовый) туч..ми (ж..дкий голубой) небо а из-за этих туч(?) медленно выплывали хребты (снеговой) гор — обл..ков.

спокойный
покойный
тихий
мирный
безмятежный
невозмутимый

(И. Бунин.)

273. Спишите, употребив прилагательные, данные в скобках, в краткой форме и расставляя пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «Неупотребление ь в кратких прилагательных после шипящих» и «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов». • В 5-м примере укажите однородные сказуемые.

1. (Не)родись ни(хороший), ни(пригожий) а родись (счастливый). 2. Не всякий в дело (гожий), кто лиц..м (пригожий). 3. Взялся за гуж(?), не говори что не (дюжий). 4. Всякий дом хозяином (хороший). (Пословицы.) 5. Ветер ветер ты (могучий) ты гоняеш(?) стаи туч(?) ты волнуеш(?) сине море всюду вееш(?) на просторе. (А. Пушкин.) 6. Лес (дремучий). Мороз (трескучий).

274. Распределите слова по видам орфограмм на месте скобок, обозначая условия выбора буквы ь. • Подчеркните краткие прилагательные с основой на шипящие.

Могуч(?), дремуч(?), шалаш(?), товарищ(?), ноч(?), помощ(?), молодёж(?), реч(?), печ(?), стереч(?), доч(?), мяч(?), карандаш(?), ключ(?), нож(?), мелоч(?), кирпич(?), хорош(?), похож^), горяч(?), можеш(?), говориш(?), стрич(?), думаеш(?), дач(?), рощ(?), береч(?)1.

275. Заполните таблицу «Гласные о и е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных» 4—5 примерами, обозначая в них условия выбора соответствующих орфограмм.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru