Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

33. Соединительные о и е в сложных словах

Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Сложные слова образуются из основ исходных слов (пар, возить → паровоз), из целых слов (диван, кровать → диван-кровать).

При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е.

Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: пластмасса.

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твёрдых согласных, а какая — после мягких согласных, шипящих и ц!

В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц — соединительная е.

Зверолов [р], путепровод [т’], пешеход [ш], птицефабрика [ц].

№ 30.

167. Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. • Какие из этих сложных слов появились позднее других? Составьте с любыми двумя записанными словами сложные предложения.

Вода, падать. Лес, рубить. Каша, варить. Газ, проводить. Лёд, колоть. Общий, жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Луна, ходить. Путь, шествовать.

168. Выпишите сложные слова, обозначая условия выбора соединительных owe. Затем спишите остальные слова, обозначая в них суффиксы.

И..следователь, дожд..мер, закр..питель, выключатель, обозр..ватель, пчел..вод, уч..тчик, пар..ход, язык..вед, глаз..мер, сч..тчик, лётчик-испытатель.

169. Корни, приведённые в рамке, чаще других встречаются во второй части сложных существительных. Подберите и запишите по 2—3 слова с каждым из них. • С двумя сложными существительными составьте предложения, которые помогали бы понять значение этих существительных.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru