|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 6 класса РУССКИЙ ЯЗЫКЛексика. Культура речиЛексикология — это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав. 12. Повторение изученного в V классе
Приведите примеры всех лексических понятий, изученных в V классе. 52. Прочитайте. Определите стиль текста. Кто из говорящих прав? Почему? Выпишите реплики Колечки, оформив их в виде предложений с прямой речью. • Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков и скобок. — А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? — спрашивал круглолицый2 Колечка. — Ну, это просто,— пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович.— Нешто* ты колодезь-журавль (не)видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит. — А я так пол..гаю, что журавль прежде коло..ца был,— задумчиво заметил Петрак.— Птица ран(?)ше об..явилась... — Факт, ран(?)ше! — воскликнул поражённый этой мыслью Колечка. — Конечно, ран(?)ше, какой ра..говор! — ск..зал Анатолий Иванович строго.— Только была она без названия. — Неужто без названия? — изумлённо воскликнул Колечка и покрутил круглой крепкой головой. поражать (Ю. Нагибин.) 53. Спишите. При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов учитывайте лексическое значение этих слов. Пос..деть к старост..; пос..деть рядом; пол..скать ребёнка; пол..скать бельё; разр..дил руж..ё; разр..дили морковь на грядк..; разв..вает(?)ся флаг; разв..вает(?)ся ребёнок; прим..рять поссорившихся ребят; прим..рять платье. 54. Прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль. В каком лексическом значении употреблены выделенные слова? Какие ещё лексические значения этих слов вам известны? Запишите по образцу, что означают выделенные слова: Соль — белое кристаллическое вещество с острым вкусом, употребляемое как приправа к пище. • Выпишите остальные слова с пропусками. Над какими видами орфограмм вы работали? Хлеб-соль Едва под дождём и солнцем рачительном*
(А. Яшин.) 55. Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Проверьте себя по «Толковому словарю». Составьте предложения с однородными членами, используя любое из выделенных слов в разных значениях. 1. Какой караван не может двигаться по пустыне? 2. Какую линейку не используешь для черчения? 3. Из какого автомата нельзя стрелять? 56. Прочитайте. Что изменилось в природе после дождя? Спишите. Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении. В каких из них действия человека приписаны неодушевлённым предметам, то есть используется олицетворение? Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. После дождя Дождик прош..л по с..довой дорожк.. .4
(А. Яшин.) 57. Озаглавьте текст. К какому стилю он относится — к научному или художественному? Спишите, подчеркните слова, употреблённые в переносном значении при описании ельника и березняка. Н..зины облюбованы ел(?)ником. Тёмной, сумереч(?)ной чащ..й встал он, будто задумался. Вет(?)ви старых елей обр.хли сизыми бородами л..шайника. По низу елового леса густо р..стёт1 черника, а полу..гнившие пни обвиты бруснич(?)ником2, порой совершенно бордов..м от обилия ягод. бордовый Мох здесь густо-зелёный, и от него исход..т прелый запах грибниц.. . А как дивно хорош (?) березняк с густым подлеском орешника!4 Снизу благородное серебро ств..лов украшено черн(?)ю3, а ближе к вершинам море берёз приобретает розовато-золотистый оттенок. Влажная, треп..тная зелень вет(?)вей здесь пронизана солнц..м и птич(?)им щебетом, особенно звонк..м в утренний час. (В. Полторацкий.) 58. Подберите антонимы к прилагательным, учитывая их лексическое значение, и запишите получившиеся словосочетания. • Составьте с любыми записанными антонимами простые предложения с союзом а или но. Горячий* (кофе, человек). Мягкий* (грунт, климат, матрац). Лёгкий* (камень, урок, мороз). Свежий* (хлеб, журнал, воротничок).
59. Прочитайте. Озаглавьте текст. Назовите синонимы к выделенному слову. Можно ли в данном тексте заменить его другими синонимами? • Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками, обозначая условия выбора орфограмм на месте пропусков и скобок. Отец пересмотрел запас(?)ные2 камеры, почистил свечи в мотор.., провернул и подтянул торм..за и долго заливал в бак горючее, что-то записывая и подсчитывая в своём блокноте.
— Интересная, брат, у меня вещь получает(?)ся,— весело сказал он Сергею.— По всем данным выход..т, что литров под тридцать горючего я с(?)экономил. Таким образом, мож..м мы с вами, Сергей Андреевич, новым путём1 домой отбыть. Через другой перевал. Помн..шь, рассказывал я о нём? экономить — Помню3,— ответил Сергей.— А может, там дорога плохая? Но отец хотел (с,з)делать приятное Сергею и отм..хнулся от его возражений. — Дорога там замечательная! — сказал он твёрдо. (П. Павленко.) 60. Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Лето было сухое, д..жди почти (не)вып..дали.4 Жара ст..яла нестерпимая. В жару ребята не выл..зали3 из реки. Но от жары и там трудно сп..стись: вода была тёплая.
|
|
Узнать стоимость написания
|