Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Лексика. Культура речи

Лексикология — это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.

12. Повторение изученного в V классе

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

То, что обозначает слово, есть его лексическое значение.

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными.

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Слова, помимо прямого значения, могут иметь переносное значение.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Приведите примеры всех лексических понятий, изученных в V классе.

52. Прочитайте. Определите стиль текста. Кто из говорящих прав? Почему? Выпишите реплики Колечки, оформив их в виде предложений с прямой речью. • Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков и скобок.

— А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? — спрашивал круглолицый2 Колечка.

— Ну, это просто,— пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович.— Нешто* ты колодезь-журавль (не)видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.

— А я так пол..гаю, что журавль прежде коло..ца был,— задумчиво заметил Петрак.— Птица ран(?)ше об..явилась...

— Факт, ран(?)ше! — воскликнул поражённый этой мыслью Колечка.

— Конечно, ран(?)ше, какой ра..говор! — ск..зал Анатолий Иванович строго.— Только была она без названия.

— Неужто без названия? — изумлённо воскликнул Колечка и покрутил круглой крепкой головой.

поражать

(Ю. Нагибин.)

53. Спишите. При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов учитывайте лексическое значение этих слов.

Пос..деть к старост..; пос..деть рядом; пол..скать ребёнка; пол..скать бельё; разр..дил руж..ё; разр..дили морковь на грядк..; разв..вает(?)ся флаг; разв..вает(?)ся ребёнок; прим..рять поссорившихся ребят; прим..рять платье.

54. Прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль. В каком лексическом значении употреблены выделенные слова? Какие ещё лексические значения этих слов вам известны? Запишите по образцу, что означают выделенные слова: Соль — белое кристаллическое вещество с острым вкусом, употребляемое как приправа к пище. • Выпишите остальные слова с пропусками. Над какими видами орфограмм вы работали?

Хлеб-соль

    Едва под дождём и солнцем рачительном*
    Иголочки выб..ются из земли,
    А мы уже говорим почтительно
    О травке об этой: — Хлеба пошли!
    Потом на токах, как шатры кочевнич..и,
    Холмы вырастают — из края в край.
    И люди добреют, и песни девич..и
    Хватают за сердце: урожай!
    О, корочка хрус..кая! Соль зернистая!
    С каким торжеством из свежей муки
    Пекут в деревнях караваи душистые,
    Блины, и шаньги*, и пироги.

(А. Яшин.)

55. Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Проверьте себя по «Толковому словарю». Составьте предложения с однородными членами, используя любое из выделенных слов в разных значениях.

1. Какой караван не может двигаться по пустыне? 2. Какую линейку не используешь для черчения? 3. Из какого автомата нельзя стрелять?

56. Прочитайте. Что изменилось в природе после дождя? Спишите. Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении. В каких из них действия человека приписаны неодушевлённым предметам, то есть используется олицетворение? Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

    После дождя

    Дождик прош..л по с..довой дорожк.. .4
    Капли на ветках в..сят, как серёжки.
    Трон..шь берёзку — она встрепенёт(?)ся
    И засмеёт(?)ся. До слёз1 засмеёт(?)ся.
    Дождь прошуршал по широкому лугу.
    Даже цветы уд..вились друг другу:
    В чашечках лист. .ев, на каждой травинк..
    По огонёчку, по серебринк.. .

(А. Яшин.)

57. Озаглавьте текст. К какому стилю он относится — к научному или художественному? Спишите, подчеркните слова, употреблённые в переносном значении при описании ельника и березняка.

Н..зины облюбованы ел(?)ником. Тёмной, сумереч(?)ной чащ..й встал он, будто задумался. Вет(?)ви старых елей обр.хли сизыми бородами л..шайника. По низу елового леса густо р..стёт1 черника, а полу..гнившие пни обвиты бруснич(?)ником2, порой совершенно бордов..м от обилия ягод.

бордовый

Мох здесь густо-зелёный, и от него исход..т прелый запах грибниц.. .

А как дивно хорош (?) березняк с густым подлеском орешника!4 Снизу благородное серебро ств..лов украшено черн(?)ю3, а ближе к вершинам море берёз приобретает розовато-золотистый оттенок. Влажная, треп..тная зелень вет(?)вей здесь пронизана солнц..м и птич(?)им щебетом, особенно звонк..м в утренний час.

(В. Полторацкий.)

58. Подберите антонимы к прилагательным, учитывая их лексическое значение, и запишите получившиеся словосочетания. • Составьте с любыми записанными антонимами простые предложения с союзом а или но.

Горячий* (кофе, человек). Мягкий* (грунт, климат, матрац). Лёгкий* (камень, урок, мороз). Свежий* (хлеб, журнал, воротничок).

59. Прочитайте. Озаглавьте текст. Назовите синонимы к выделенному слову. Можно ли в данном тексте заменить его другими синонимами? • Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками, обозначая условия выбора орфограмм на месте пропусков и скобок.

Отец пересмотрел запас(?)ные2 камеры, почистил свечи в мотор.., провернул и подтянул торм..за и долго заливал в бак горючее, что-то записывая и подсчитывая в своём блокноте.

ответить
отозваться
откликнуться

— Интересная, брат, у меня вещь получает(?)ся,— весело сказал он Сергею.— По всем данным выход..т, что литров под тридцать горючего я с(?)экономил. Таким образом, мож..м мы с вами, Сергей Андреевич, новым путём1 домой отбыть. Через другой перевал. Помн..шь, рассказывал я о нём?

экономить

— Помню3,— ответил Сергей.— А может, там дорога плохая?

Но отец хотел (с,з)делать приятное Сергею и отм..хнулся от его возражений.

— Дорога там замечательная! — сказал он твёрдо.

(П. Павленко.)

60. Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков.

Лето было сухое, д..жди почти (не)вып..дали.4 Жара ст..яла нестерпимая. В жару ребята не выл..зали3 из реки. Но от жары и там трудно сп..стись: вода была тёплая.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru