Онлайн справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию
(Розенталь Д.Э.)

       

Глава LI. Методика редактирования текста

ПОНЯТИЕ О ТЕКСТЕ

Текст, по определению И.Р. Гальперина, – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа; произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (прозаических строф, см. гл. XLIX), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связей, имеющее определенную целенаправленную и прагматическую установку.

Целенаправленность и прагматическая установка текста, обеспечивающие цельность и связность его разных прозаических строф, проявляются прежде всего в формах изложения текстовой информации – собственно авторской или чужой.

  • § 223. Формы изложения авторской информации
  • § 224. Формы чужой речи
  • § 225. Отношения субъекта и адресата речи
  • § 226. Оформление авторских пояснений
  • § 227. Языковые средства передачи логико-смысловых отношений
  • ЛОГИКО-СМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

  • § 228. Приемы выявления и проверки логико-смысловых связей
  • § 229. Основные логические ошибки и способы их устранения
  • § 230. Единицы редактирования и порядок их обработки
  • РАБОТА НАД ЯЗЫКОМ И СТИЛЕМ

    В процессе работы над языком и стилем литературного произведения могут встретиться два типа ошибок: 1) нормативно-стилистические; 2) собственно стилистические. Суть нормативно-стилистических ошибок в нарушении общепринятой литературной нормы: в неверном выборе слова или фразеологизма, в неправильных формах согласования или управления, в ошибочном построении простых и сложных предложений и т.д. Такого рода нормативно-стилистические ошибки подлежат безусловному исправлению, и пропуск их редактором недопустим.

    Второй тип ошибок связан со стилистическими недочетами. Главный критерий в определении таких ошибок – это целесообразность выбора языковой единицы, уместность ее в данном стиле, жанре, конкретном тексте (например, неоправданно частое употребление заимствованной или разговорной лексики, повторение однокоренных слов или однотипных синтаксических конструкций в небольшом по объему тексте, смешение стилей и т.д.). Исправление ошибок такого рода требует от редактора большого литературного вкуса, убедительной аргументации, непременного обсуждения и согласования всех спорных случаев с автором текста.

    Для успешного исправления и тех и других необходимо овладеть двумя техническими приемами, описанными А.Э. Мильчиным в книге «Методика редактирования текста», материалы которой использованы в настоящей главе. Первый такой прием заключается в сопоставлении каждой исправленной (исправляемой) фразы с первоначальной с точки зрения изменения, появления или утраты ею каких-либо смысловых оттенков.

    Второй прием – обязательное сопоставление каждой исправленной (исправляемой) фразы в контексте с окружающим – предшествующим и последующим. Во-первых, лексика и синтаксис каждой фразы должны быть увязаны с лексикой и синтаксисом предшествующих и последующих фраз (иначе возникнут грамматико-стилистические противоречия и неувязки). Во-вторых, каждая фраза – это элемент композиции текста, тесно связанный с другими такими же элементами, и ее нельзя рассматривать изолированно – вне композиционных связей: иначе их можно разрушить.

  • § 231. Способы выявления грамматико-стилистических ошибок
  • § 232. Наиболее распространенные лексико-стилистические ошибки и недочеты
  • § 233. Виды правки
  • § 234. Условные знаки корректорской правки
  •  

     

     

    Top.Mail.Ru
    Top.Mail.Ru