3. Выделите в предложениях слова, имеющие свободные (номинативные) и несвободные (фразеологически связанные и синтаксически обусловленные) значения.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (Кр.)
Теперь мне дан досуг навек. (Сим.)
Спят бойцы, кому досуг. (Тв.).
Клюква - стелющееся болотное растение с красными кислыми ягодами.
Вот так клюква!
Вновь возникли слухи, домыслы, и об этой развесистой клюкве говорили везде.
Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. (Ес.)
Белую работу делает белый, черную работу - черный (М.).
Не жилец он на белом свете.
Жилец приходил поздно и не беспокоил хозяйку.
Девочка спала с лица, похудела.
Жара спала.
Ну и гусь!
Гусей крикливых караван тянулся к югу. (П.)
Этот гусь лапчатый здесь уже не первый раз.
Синий туман, снеговое раздолье. (Ес.).
Синий чулок она, а не женщина.
4. Выделите в тексте слова, имеющие номинативные, фразеологически связанные и синтаксически обусловленные значения.
Сеня лежал на диване, весь серый, в морщинах, время, казалось, уже было ему в тягость. ...- Не верю! Нет, не верю! - О чем ты? - спросил Рязанцев.- Не верю, будто под старость человек должен упрекать себя в том, что неправильно, не так прожил молодость. - Почему же? - Потому! Какое право старый, вроде бы уже не жилец, какое право имеет он судить молодого, живущего?..
Они договорились о том, что вместе будут писать книгу, потому что один Сеня не успел бы ее закончить. Когда Сеня был очень плох, лежал на своем диване и кричал, что его лечат не медики, ветеринары, Рязанцев говорил ему: "Слушай-ка, Сеня, нам в этом году нужно кончить книгу". И Сенины мысли приходили в полный, иногда даже в идеальный порядок. ...Когда позже сознание стало приходить к нему только временами, он и тогда больше всего заботился о книге. Ничего другого от него нельзя было ждать, но вдруг Сеня стал высказывать необычные для него суждения. Сказал однажды:
- Мы мало знаем друг друга.
- Кто - мы? - спросил Рязанцев.
- Люди... Радио, телевидение, кино - все это показывает нас вширь. Количественно. Внешне. Но теряем один примитив - старый, добрый, испытанный веками жанр - жанр дружеской беседы. Как бы людям не потерять в этом... Учти.
Сене можно было так говорить: "Учти",- он уходил, Рязанцев оставался в этой жизни.
(С. Залыгин.)
5. Укажите в тексте слова, выполняющие номинативную функцию и лишенные ее; слова, обозначающие и не обозначающие понятия, а также указывающие на единичные понятия. Укажите, кроме того, слова, имеющие различные типы значений: прямое и переносное, мотивированное и немотивированное, свободное и несвободное, номинативное и экспрессивно-синонимическое. Выделите слова с автономными, соотносительными и детерминированными значениями.
1. Книгу стали печатать. Называлась она "В защиту обездоленных".
Наборщики разорвали рукопись по клочкам, и каждый набирал только свой клочок, который начинался с половины слова и не имел смысла. Так, в слове "любовь" - "лю" осталось у одного, а "бовь" досталось другому, но это не имело значения, так как они никогда не читали того, что набирают.
- Чтоб ему пусто было, этому писаке! Вот анафемский почерк! - сказал один и, морщась от гнева и нетерпения, закрыл глаза рукою. Пальцы руки были черны от свинцовой пыли, на молодом лице лежали темные свинцовые тени, и когда рабочий отхаркнулся и плюнул, слюна его была окрашена в тот же темный и мертвенный цвет.
2. Книги пестрыми рядами стояли на полках, и за ними не видно было стен; книги высокими грудами лежали на полу; и позади магазина, в двух темных комнатах, лежали все книги, книги. И казалось, что безмолвно содрогается и рвется наружу скованная ими человеческая мысль, и никогда не было в этом царстве книг настоящей тишины и настоящего покоя.
Седобородый господин с благородным выражением лица почтительно говорил с кем-то по телефону, шепотом выругался: "идиоты!", и крикнул.
- Мишка! - и, когда мальчик вошел, сделал лицо неблагородным и свирепым и погрозил пальцем. - Тебе сколько раз кричать? Мерзавец!
Мальчик испуганно моргал глазами, и седобородый господин успокоился. Ногой и рукой он выдвинул тяжелую связку книг, хотел поднять ее одною рукою - но сразу не мог и кинул ее обратно на пол.
- Вот отнеси к Егору Ивановичу.
Мальчик взял обеими руками за связку и не поднял.
- Живо! - крикнул господин.
Мальчик поднял и понес.
3. - Ты чего плачешь? - спросил прохожий.
Мишка плакал. Скоро собралась толпа, пришел сердитый городовой с саблей и пистолетом, взял Мишку и книги и все вместе повез на извозчике в участок.
- Что там? - спросил дежурный околоточный надзиратель, отрываясь от бумаги, которую он составлял.