Учебное пособие

Современный русский язык

       

Упражнения 3-5

3. Выделите в предложениях слова, имеющие свободные (номинативные) и несвободные (фразеологически связанные и синтаксически обусловленные) значения.

  1. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (Кр.)
  2. Теперь мне дан досуг навек. (Сим.)
  3. Спят бойцы, кому досуг. (Тв.).
  4. Клюква - стелющееся болотное растение с красными кислыми ягодами.
  5. Вот так клюква!
  1. Вновь возникли слухи, домыслы, и об этой развесистой клюкве говорили везде.
  2. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. (Ес.)
  3. Белую работу делает белый, черную работу - черный (М.).
  4. Не жилец он на белом свете.
  5. Жилец приходил поздно и не беспокоил хозяйку.
  6. Девочка спала с лица, похудела.
  7. Жара спала.
  8. Ну и гусь!
  9. Гусей крикливых караван тянулся к югу. (П.)
  10. Этот гусь лапчатый здесь уже не первый раз.
  11. Синий туман, снеговое раздолье. (Ес.).
  12. Синий чулок она, а не женщина.

4. Выделите в тексте слова, имеющие номинативные, фразеологически связанные и синтаксически обусловленные значения.

Сеня лежал на диване, весь серый, в морщинах, время, казалось, уже было ему в тягость. ...- Не верю! Нет, не верю! - О чем ты? - спросил Рязанцев.- Не верю, будто под старость человек должен упрекать себя в том, что неправильно, не так прожил молодость. - Почему же? - Потому! Какое право старый, вроде бы уже не жилец, какое право имеет он судить молодого, живущего?..

Они договорились о том, что вместе будут писать книгу, потому что один Сеня не успел бы ее закончить. Когда Сеня был очень плох, лежал на своем диване и кричал, что его лечат не медики, ветеринары, Рязанцев говорил ему: "Слушай-ка, Сеня, нам в этом году нужно кончить книгу". И Сенины мысли приходили в полный, иногда даже в идеальный порядок. ...Когда позже сознание стало приходить к нему только временами, он и тогда больше всего заботился о книге. Ничего другого от него нельзя было ждать, но вдруг Сеня стал высказывать необычные для него суждения. Сказал однажды:

- Мы мало знаем друг друга.

- Кто - мы? - спросил Рязанцев.

- Люди... Радио, телевидение, кино - все это показывает нас вширь. Количественно. Внешне. Но теряем один примитив - старый, добрый, испытанный веками жанр - жанр дружеской беседы. Как бы людям не потерять в этом... Учти.

Сене можно было так говорить: "Учти",- он уходил, Рязанцев оставался в этой жизни.

(С. Залыгин.)

5. Укажите в тексте слова, выполняющие номинативную функцию и лишенные ее; слова, обозначающие и не обозначающие понятия, а также указывающие на единичные понятия. Укажите, кроме того, слова, имеющие различные типы значений: прямое и переносное, мотивированное и немотивированное, свободное и несвободное, номинативное и экспрессивно-синонимическое. Выделите слова с автономными, соотносительными и детерминированными значениями.

1. Книгу стали печатать. Называлась она "В защиту обездоленных".

Наборщики разорвали рукопись по клочкам, и каждый набирал только свой клочок, который начинался с половины слова и не имел смысла. Так, в слове "любовь" - "лю" осталось у одного, а "бовь" досталось другому, но это не имело значения, так как они никогда не читали того, что набирают.

- Чтоб ему пусто было, этому писаке! Вот анафемский почерк! - сказал один и, морщась от гнева и нетерпения, закрыл глаза рукою. Пальцы руки были черны от свинцовой пыли, на молодом лице лежали темные свинцовые тени, и когда рабочий отхаркнулся и плюнул, слюна его была окрашена в тот же темный и мертвенный цвет.

2. Книги пестрыми рядами стояли на полках, и за ними не видно было стен; книги высокими грудами лежали на полу; и позади магазина, в двух темных комнатах, лежали все книги, книги. И казалось, что безмолвно содрогается и рвется наружу скованная ими человеческая мысль, и никогда не было в этом царстве книг настоящей тишины и настоящего покоя.

Седобородый господин с благородным выражением лица почтительно говорил с кем-то по телефону, шепотом выругался: "идиоты!", и крикнул.

- Мишка! - и, когда мальчик вошел, сделал лицо неблагородным и свирепым и погрозил пальцем. - Тебе сколько раз кричать? Мерзавец!

Мальчик испуганно моргал глазами, и седобородый господин успокоился. Ногой и рукой он выдвинул тяжелую связку книг, хотел поднять ее одною рукою - но сразу не мог и кинул ее обратно на пол.

- Вот отнеси к Егору Ивановичу.

Мальчик взял обеими руками за связку и не поднял.

- Живо! - крикнул господин.

Мальчик поднял и понес.

3. - Ты чего плачешь? - спросил прохожий.

Мишка плакал. Скоро собралась толпа, пришел сердитый городовой с саблей и пистолетом, взял Мишку и книги и все вместе повез на извозчике в участок.

- Что там? - спросил дежурный околоточный надзиратель, отрываясь от бумаги, которую он составлял.

- Непосильная ноша, ваше благородие,- ответил сердитый городовой и ткнул Мишку вперед.

Околоточный подошел к связке, все еще потягиваясь на ходу, отставляя ноги назад и выпячивая грудь, густо вздохнул и слегка приподнял книги.

- Ого! - сказал он с удовольствием.

Оберточная бумага на краю оборвалась, околоточный отогнул ее и прочел заглавие "В защиту обездоленных".

(Л. Андреев)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru