Учебное пособие для начинающих

Резьба по дереву

       

Отделка резных изделий

Готовые резные изделия, малые архитектурные формы и декоративные скульптуры для более эстетического вида и длительного их сохранения от воздействия внешней среды необходимо отделать и покрыть защитными материалами. Характер отделки и защиты зависит от назначения резных изделий.

Подготовка к отделке

В домовой резьбе, особенно в декоре жилища, часто используют дерево натурального цвета без подкраски и тонирования, например подзоры, фризы, выполненные в технике прорезной или плоскорельефной резьбы. Такие изделия требуют только нанесения защитных покрытий. Для этого древесину обрабатывают наждачными шкурками различной зернистости или рубанком с двойной железкой.

Обессмоливание. Засмоленная древесина плохо поддается отделке. Если изделие из хвойных пород нужно тонировать, их обессмоливают растворяющими и омыляющими смолу составами. Для этого предпочтительнее использовать ацетон, скипидар или бензин - они хорошо растворяют смолу и при обработке меньше увлажняют древесину. Для омыления применяют хозяйственное мыло, нашатырный спирт, но в этом случае древесина несколько темнеет и увлажняется. Обессмоливание выполняют следующим образом: на поверхность наносят раствор, тщательно растирают его тампоном, жесткими щетинистыми кистями или щетками, оставляют на некоторое время и протирают влажной тряпкой. Операцию повторяют до тех пор, пока на поверхности не останется смолы.

Отбеливание. Древесина редко бывает однородной по окраске, поэтому изделия из склеенных щитов или различные детали одной поделки могут значительно отличаться друг от друга. Для выравнивания цвета заготовки, а также для обесцвечивания в декоративных целях применяют отбеливающие вещества: перекись водорода (пергидроль), щавелевую кислоту, хлорную известь, перекись титана. Так, перекись водорода используют для отбеливания древесины мелкозернистых пород, не содержащих дубильные вещества. Кистью наносят на древесину 30%-ный раствор перекиси водорода с добавлением небольшого количества 2%-ного водного раствора нашатырного спирта. Отбеливание происходит довольно медленно - в течение нескольких часов. Причем состав приходится наносить несколько раз до тех пор, пока не получится нужная тональность.

Щавелевая кислота отбеливает древесину быстрее, однако требует осторожного обращения и соблюдения правил техники безопасности. При отбеливании поверхность заготовки покрывают горячим (60-80°С) водным раствором щавелевой кислоты 5-6%-ной концентрации. В конце отбеливания необходима нейтрализация: нанесение на поверхность заготовки 2%-ного водного раствора буры.

Снятие ворса. При нанесении отделочных составов древесина увлажняется и нарушается гладкость поверхности - на ней поднимается ворс, что снижает качество отделки. Поверхность в этом случае смачивают малоконцентрированным 3-5%-ным водным раствором столярного или синтетического клея, и после высыхания сошлифовывают мелкозернистыми шкурками подклеившийся ворс.

Шлифовка и полировка древесины

В зависимости от характера изделия шлифовка и полировка могут выполняться по всей поверхности резьбы (в скульптуре, рельефе крупных форм), частично (в плоскорельефной резьбе) или совершенно не делаются, когда нужно сохранить все нюансы движения резца и не заглаживать мелких пересечений на резьбе. Последний случай предусматривает, чтобы резьба велась с расчетом на чистовую отделку с применением особо острых инструментов. Так, например, выгодно поступать при резьбе некоторых листьев растительного орнамента. Но эта резьба требует опыта и художественного вкуса. Здесь важны и характер инструмента, и сила нажима, и направление движения, и ввод и вывод резца. Есть специальные приемы резьбы, используемые как способ декора с расчетом показать следы резца.

Как бы то ни было, перед покрытием изделия лаком или маслом его поверхность должна быть тщательно проверена, выровнена, не должно быть видно непредусмотренных следов инструмента, а должна быть только задуманная форма поверхности.

В начале отделки применяется напильник. Больше всего для этой цели подходит драчевый полукруглый напильник, небольшой, со средней насечкой, которая еще не касалась металла. Тогда он будет брать легко древесину, и работать им приятно. Полукруглая форма напильника позволяет использовать обе его стороны в зависимости от формы резьбы. Хорошо иметь в дополнение и круглый драчевый напильник, и набор надфилей для обработки мелких деталей резьбы.

При работе напильниками и надфилями часто используют стеклянную шкурку, полоской от которой оборачивается напильник или надфиль. Как правило, после напильника нужна дошлифовка поверхности шкуркой. Для шлифовки плоскости кусок шкурки (четвертая или восьмая часть торгового формата) складывается вчетверо. Такая сложенная книжечка в процессе работы поворачивается на другую сторону или перегибается, по мере загрязнения выколачивается щелчком пальца от пыли и используется снова. Шкурка прижимается пальцами. Из-за древесной пыли работу лучше вести на улице или на балконе. С изделия пыль удаляется тряпкой, из углублений - кисточкой. Надо привыкнуть не сдувать пыль - это опасно для глаз, а иногда вызывает аллергию. По этим же причинам целесообразно на период работы со шкурками в помещении организовать местную вытяжку, хотя бы с применением пылесоса.

В углах и изгибах рельефа шкурка употребляется свернутой в трубочку или с использованием ребра перегиба. Работа ведется до уничтожения следов инструмента и царапин.

Отделка поверхности - процесс ответственный, длительный и должен планироваться с выделением на него иногда не одного дня. Она является показателем качества работы и дает эстетическое удовлетворение от затраченного труда.

Резчик сам найдет удобный для него путь работы: или доведет сразу до конца отдельные места резьбы сначала напильником, затем шкурками, или прогонит всю резьбу, где это нужно, напильником, потом - напильником, обернутым частью шкурки, и в заключение - только шкуркой.

Полировку поверхности, т. е. тщательную ее отделку, мы будем делать в тех местах, где это нужно дпя контраста с неполированной поверхностью или для какой-либо иной художественной задачи. Например, витая поверхность колонны (рис. 289), являющаяся фоном для накладной резьбы, тщательно отполирована, она безукоризненно гладкая, с красивой текстурой дерева. Колонна обработана до того, как на нее была закреплена накладная резьба из лимонного дерева. Так же четко обработан и спиральный ободок.

Рис. 289.
Колонна дпя скульптурного бюста (двухцветный эвкалипт, лимонное дерево, интарсия другими породами дерева). Фрагмент колонны

Как правило, все гладкие поверхности, на которых нет резьбы, должны быть тщательно отполированы. На сочетании мелких и крупных форм резьбы, поверхностей гладких и «изрезанных» строится художественная композиция, это один из приемов контраста в художественном замысле резчика. Для вышеуказанных гладких поверхностей приходится в процессе их полировки применять не только истертую мелкую шкурку, но и суконку, чтобы доводить поверхность древесины до блеска. Дпя остальной поверхности достаточно закончить ее отделку мелкой шкуркой.

Отметим, что описываемый способ отделки поверхности не требует смачивания ее для последующей дошлифовки поднявшегося ворса, как это рекомендуется часто в литературе, так как поверхность изделия не подвергается воздействию воды, а обрабатывается маслом или лаком.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru