Учебное пособие для начинающих

Резьба по дереву

       

Выбор древесины для резьбы

Хочется сразу сказать, что пойти и купить нужную заготовку не всегда возможно. Тем не менее решение этого вопроса не является столь сложным, только побеспокоится о нем нужно заблаговременно. Как правило, самодеятельный резчик по дереву приобретает материал не тогда, когда он потребовался, а когда представилась такая возможность. Даже обычную древесину - ель, сосну, березу, бук - лучше запасти заранее, дать ей возможность высохнуть, проверить ее на растрескивание, коробление. Более надежно дерево старое, выдержанное, в котором нет жучков-древоточцев. Это могут быть детали разрушенных домов, выброшенная мебель, буковые планки паркетного пола и т. д. Спиленные или поваленные деревья нужной породы, в том числе и фруктовые, также послужат хорошим материалом для будущих изделий.

Когда же начнет действовать принцип «на ловца и зверь бежит», тогда появится и так называемая экзотическая древесина. Например, кому-то удалось случайно вытащить из костра несколько брусков красного дерева (махагони) от упаковки импортного холодильника. Несколько досок и брусков красного дерева предложил один знакомый председатель колхоза: в колхозе это дерево выписывают и используют не всегда по назначению. Две кухонные доски из красного дерева купила жена в хозяйственном магазине. Широкую доску из палисандра уступил знакомый резчик. Две большие ореховые доски прислали товарным багажом приятели с юга. Чертежные доски из липы, без сучков и достаточно однородные, продаются иногда в магазине.

Запасы древесины приобретаются не сразу, но поскольку и работа по резьбе - процесс медленный, то нужная древесина практически всегда будет под рукой. На первых порах начинающему резчику можно воспользоваться теми советами, которые приведены при описании изделий начального периода.

Отметим также, что нельзя назвать конкретный сорт древесины как самый лучший для начинающего резчика. Распространенное мнение о том, что липа больше всего годится для резьбы, так как она легко режется, не всегда верно. Эта легкость является, скорее, отрицательным качеством для начинающего резчика: не имея практики в резьбе, он неосторожным движением может испортить («поранить») поделку, чего нельзя сделать с твердой древесиной, при обработке которой физических усилий приходится прилагать больше. Липа требует очень острых инструментов именно из-за своей мягкости, иначе она не режется, а мнется (в некоторых местах). Липа хороша для резчика-профессионала, который, виртуозно владея ножом (например, богородские резчики), быстро и без больших усилий придает деревянной чурке контуры будущей поделки.

Выбор сорта древесины так же важен, как и вопрос о материале вообще в прикладном искусстве (об этом будет подробнее сказано дальше): одним образом реализуется художественная форма в мраморе, по-другому - в граните и совершенно иначе - в дереве. Такое же внимание надо уделять и отдельным сортам дерева: светлая и однотонная древесина подойдет, например, для портрета (темная однотонная древесина в этом случае менее выразительна); для тонкой ажурной резьбы также лучше применять однотонную древесину; а ель или сосна, имеющие ярко выраженный полосатый рисунок (текстуру) древесины, могут быть использованы для поделок с крупными элементами рисунка или при резьбе прорезной, где контуры вырезанных элементов являются определяющими в орнаменте. В некоторых сюжетах полосатая текстура хвойного дерева способствует выявлению сюжета или вносит в резьбу оригинальность. Подробнее об этом будет сказано в соответствующих разделах. При выборе древесины учитываются также ее твердость или мягкость, свилеватость или способность легко колоться, устойчивость к влаге или набухание и коробление от воды и т. д. - качества, которые в одних случаях будут положительными, в других - отрицательными.

Рис. 3. Дачная мебель

Обычно выбор сорта древесины, источник ее приобретения обдумываются одновременно с сюжетом резьбы и с технологией ее выполнения. Удачно выбранный сорт древесины - это начало успеха в работе, которая может длиться недели, месяцы и даже годы.

Другой фактор, на который надо обратить внимание начинающего резчика,- это эстетическая ценность поделки, качество ее выполнения, что находится в прямой зависимости и от выбора материала для резьбы, и от творческого замысла.

Резчик будет более свободен в выборе материала, если владеет различными приемами техники и технологии в резьбе: может сращивать древесину в более крупный кусок с незаметными швами; может монтировать изделие из отдельных резных кусков одной и той же или различных пород древесины; может приготовить сам искусственную декоративную древесину для поделки; может использовать в резьбе (особенно в портрете) однородную формовочную массу на базе древесных опилок; может сочетать резьбу с облицовкой мозаичным набором из различных пород дерева; может тонировать древесину, резать по сухой или сырой древесине. Набор таких навыков дает умельцу возможность широкого выбора тем и сюжетов для резьбы. И следует помнить, что содержание должно определять художественную форму, а не наоборот.

Наиболее важным этапом работы является, пожалуй, обдумывание замысла и путей его реализации еще до того, как взят в руки резак. Именно на этой стадии и решается успех дела. Удачное исполнение творческой задумки как раз и определяется выверенным до мелочей процессом работы от начала и до конца.

Неудачно выполненную вещь уже не переделаешь. Все переделки и варианты должны быть продуманы предварительно (в замыслах, в рисунке, в пластилине), и для резьбы оставлен единственный, самый лучший вариант.

Чем больше опыт резчика, тем точнее совпадение замысла с полученным результатом. Не секрет, что серьезное отношение к делу, даже если это всего лишь увлечение, поможет достигнуть при соответствующей практике настоящего художественного мастерства.

Изделие, выполненное с любовью, когда в него вложено максимум терпения, поиска и труда, доставит впоследствии самому мастеру большое удовлетворение и вызовет заслуженное восхищение зрителей. А если поделка выполнена наспех, небрежно, из первой попавшейся древесины, то и восприниматься она будет соответственно.

Итак, сорт древесины выбран, технология резьбы продумана, сюжет определен. Теперь нужно выявить пригодность древесины с технической стороны, ее механические и физические свойства. Прежде всего, она должна быть сухой, без сучков й, по возможности, без трещин. Хотя с трещинами на соответствующих местах еще можно справиться, о чем будет сказано ниже, сучок можно обыграть только вставкой на его место какой-либо детали из того же куска дерева и с соблюдением такого же направления волокон древесины, как и в окружающем деталь поле.

Заметим, что свилеватые переплетения слоев древесины вокруг сучков, дающие интересный рисунок, нередко специально обыгрываются и даже выделяются. Иногда для этой цели используется и сам сучок.

В некоторых случаях можно резать и сырое (невысушенное) дерево, но тогда надо уметь ликвидировать отрицательные последствия высыхающей в процессе резьбы древесины. Умение работать с сырой древесиной позволяет выполнять такие технически сложные поделки (сырая древесина режется значительно легче сухой), какие из сухого дерева сделать вообще невозможно. В последующих разделах будет подробно рассказано и о сушке древесины, как обычной, в естественных условиях, так и ускоренной, когда сухой древесины в наличии нет, а условия не позволяют ждать ее выдержки.

Важно обратить внимание резчика на то, что существуют два вида влажности древесины: органическая, или внутриклеточная, и внешняя - дождевая. Органическая жидкость может быть удалена при естественной сушке только в течение нескольких лет, а внешняя - за несколько часов. Набухшая от дождя доска высыхает в течение суток. Древесина, спиленная зимой, обладает значительно меньшей органической влажностью; соответственно, она суше (иногда в 2 раза) и тверже весенней или летней. И конечно, наиболее благоприятна для резьбы древесина сухостоя или валежника.

Для художественной поделки из дерева не всегда нужна ровная, без сучков древесина. Например, для маркетри и для интарсии более интересна оригинальная текстура древесины, которая выявляется как раз вследствие заболевания или повреждения дерева, механических помех при его росте. Ниже мы более подробно ознакомим читателя с особенностями древесины, здесь же отметим некоторые из них.

Свилеватая древесина, характеризующаяся запутанным переплетением волокон, применяется и при изготовлении бытовых предметов (киянок, черенков, топорищ), и в декоративно-прикладном искусстве: используются ее плоские срезы в виде шпона или облицовочных пластинок. Особенно красива текстура такой древесины в округлых наплывах на стволах деревьев, которые так и называются -свиль (или сувой, сувель). Выпиливанием от свили можно отделить участки для изготовления изогнутых веточек, скобочек, полосок, хвостов животных, т. е. для тонких кривых деталей, для которых прямослойная древесина не годится. Для этой же цели можно использовать и завитки вокруг сучков, особенно старых, заросших, или вокруг прорости - омертвевшей древесины.

Из других особенностей и свойств древесины отметим следующие. Не каждый сорт древесины является изолятором тока. Самый лучший диэлектрик - дуб, а тополь, например, хорошо проводит ток. Прочность и плотность древесины увеличивается от ядра (середины) к заболонной части. В середине ствола и влажность меньше, чем в заболони, а это значит, что доска, вырезанная из середины ствола, при высыхании не покоробится, но в средней части будет толще за счет разности в усыхании древесины. По этой же причине происходит и коробление других досок - всегда с образованием выпуклости в сторону ядра ствола.

Исходя из этих соображений, сплачивание досок в один щит, если он не снабжен поперечными планками, делается с поочередным наложением лицевой и нелицевой сторон досок, чтобы свести к минимуму коробление щита. Лицевая, или правая, сторона та, которая ближе к внешней части ствола - к коре. Определить это можно, рассматривая доску с торца.

Пожалуй, умение определить лицевую сторону еще более важно для шпона (однослойной фанерки). Если повернуть лист шпона к свету так, чтобы лучи падали под острым углом и стали почти скользящими, то на лицевой стороне будут видны маленькие бугорки древесины, а на нелицевой, или левой,- продолговатые впадинки. Поэтому при фанеровке шпон наклеивается на основу нелицевой стороной, где впадинки способствуют затеканию и удержанию в них клея, а внешнюю, лицевую, сторону при этом удобнее обрабатывать: бугорки стесать легче, чем всю поверхность сровнять со впадинками. В последнем случае дефекты впадинок проявляются часто при отделке поверхности лаком, что заставляет наносить значительно больше слоев лака, чтобы их убрать.

Не всегда маркетристу или резчику по дереву приходится считаться с лицевой стороной шпона. Иногда одерживают верх и соображения о выразительности рисунка древесины, особенно когда листы шпона берутся из одной пачки (кноля) и создается симметричный рисунок с расположением рядом двух одинаковых листов, но один правой, а другой левой стороной вверх. Тогда нужно хотя бы снять бугорки с правой стороны перевернутого листа шпона, чтобы они не мешали контактируемым поверхностям при склеивании.

В пачках покупного шпона лицевую сторону легко определить по бумажным полоскам (стяжкам), которыми склеены трещины: они наклеиваются всегда на лицевую сторону.

Немаловажен и тот факт, что при одном и том же весе деловая древесина сосны, например, стоит дороже, чем чугун или сталь. Несравнимо дороже благородная древесина. Дерево - это строительный материал будущего, так как запасы металла и другие природные ресурсы исчезают безвозвратно, а дерево в среднем вырастает в течение нескольких десятков лет. Еще более любима древесина как отделочный материал, особенно в настоящее время. Она иногда всё же вытесняет пластмассу, и делается это не только по экологическим причинам, но и из эстетических соображений. Художественное изделие из древесины, сделанное своими руками, несет в себе больший энергетически положительный заряд, нежели серийные пластмассовые предметы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru