>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Улучшение работы памяти

       

Миф: Возможность обучения во сне и другие глупости

Сообщения о возможности рекламодателей манипулировать зрительской аудиторией с помощью различных рекламных объявлений стали появляться в печати, начиная еще с 1950-х годов. С того же времени заговорили и о “контроле над сознанием”. Например, большие корпорации не просто убеждают потребителей приобретать их продукцию. Они полностью контролируют развлекательные передачи и даже выпуски новостей, которые мы видим на телевизионном экране. Но следует заметить, что реклама оказывает воздействие на зрителя только в том случае, если он обращает на нее внимание.

Я напомню вам одно из наиболее известных событий, ставших иллюстрацией так называемого подсознательного воздействия. (Подсознательным называется то, что находится “вне вашего внимания”.) Во время киносеанса зрительская аудитория была подвергнута определенному воздействию. На экране в течение довольно короткого времени появлялось слово попкорн. После окончания сеанса зрители неожиданно для себя бросились покупать попкорн, что привело к резкому увеличению объемов его продажи.

Когда исследователи спрашивали у зрителей, почему они покупают этот товар, те отвечали, что увидели на экране промелькнувшее изображение пакета с попкорном, и вспомнили о том, что хотели его купить. “Подсознательное” сообщение, как оказалось, даже не пытались спрятать!

Смысл этой истории в следующем: чтобы человек мог восстановить в памяти то, в соответствии с чем он будет действовать, он должен быть готов это запомнить. Специалисты по рекламе определили, что покупатели вспомнят о рекламируемой продукции только в том случае, если удастся чем-либо привлечь их внимание и создать устойчивую ассоциативную связь этого товара с чем-то важным для покупателя. Посмотрите, например, как воздействует на потребителя рекламное объявление, призывающее приобрести новую марку автомобиля. Техническое описание транспортного средства сопровождается навязчивой мелодией. Кроме этого, потребителя стараются убедить в том, что обладание этим автомобилем позволит ему произвести неизгладимое впечатление на представительниц противоположного пола, или что эта машина будет символизировать его принадлежность к определенному классу.

Совет

    Основная идея заключается в следующем: чтобы что-то запомнить, вам следует обратить на это внимание. Кроме того, то, что вы пытаетесь запомнить, должно соответствовать вашей жизни. Появление на экране в течение долей секунды слова “попкорн” этим требованиям не отвечает.

Эти принципы подводят нас к очередному мифу о памяти человека — возможности обучения во сне. В течение многих лет в США и СССР финансировались многочисленные научные проекты, посвященные возможности обучения во сне. Некоторым людям удавалось таким образом кое-что запомнить, в основном, благодаря тому, что шум магнитофона не давал им уснуть! Если нам придется постоянно слушать по ночам различные учебные программы, мы совершенно перестанем спать, что отразится на нашей памяти.

Некоторые компании продают специальные аудиокассеты, которые предназначены для обучения во сне. При этом потребителей всячески стараются убедить в том, что жужжание магнитофона под подушкой позволит им на следующее утро (или даже через неделю) вспомнить выученный материал. Что я вам могу об этом сказать: если вы собираетесь ехать в Латинскую Америку и учите испанский язык во сне, не забудьте сунуть в чемодан еще толстый русско-испанский словарь и не менее толстый разговорник. А еще лучше прихватите с собой переводчика.

Да здравствует Лас-Вегас!

    В конце 1980-х годов огромной популярностью пользовалась кинолента Человек дождя, рассказывающая о судьбе умственно отсталого человека. В этом фильме Дастин Хофман сыграл мужчину средних лет, умственные способности которого остались на уровне сёмилетнего ребенка. Однако он обладал сверхъестественной способностью запоминать довольно длинные числа. Его беспринципный брат, которого играет Том Круз, решил с помощью этой способности попытать счастья в Лас-Вегасе, Выражение “умственно отсталый человек” обозначает по своей сути “обученный идиот”. Такие люди встречаются довольно редко, и иногда отличаются определенными способностями, которые превосходят возможности нормального человека. Некоторые из них могут, взглянув на страницу какой-либо книги, запомнить ее содержание навсегда. Говорят, что такой человек имеет “фотографическую память”. Вероятно, вы также слышали о людях, которые запоминают несколько длинных чисел, и могут повторить их затем в любом порядке. Умственно отсталые люди также иногда способны выполнять в уме сложные математические вычисления или запоминать большие фрагменты музыкальных произведений, но в остальных отношениях они весьма ограничены.

Обучение во сне — далеко не самый лучший способ запоминания. Учебный материал запоминается гораздо лучше, если вы, находясь в бодрствующем состоянии, читаете учебники, разбираетесь в формулах или слушаете лекции.

Как вы понимаете, далеко не все люди отличаются способностью мгновенно запоминать те или иные параметры изучаемого объекта. Даже тем, кто обладает подобными навыками, приходится несколько раз мысленно повторять пройденный материал.

Чтобы лучше запомнить какой-либо материал, вам необходимо его повторить. В том случае, если вы пытаетесь, например, запомнить содержание какой-либо картины или ряд определенных чисел, обратите внимание на наиболее характерные детали картины или несколько раз прочтите эти числа.

Совет

    Определенную пользу приносит также использование различных ассоциативных связей и мнемонических приемов, а также разбивка запоминаемого материала на информационные блоки. (Более подробно об этом рассказывается в части III “Защита памяти”.)

Дело в том, что для запоминания какого-либо материала одного беглого взгляда обычно недостаточно. Как же быть? Не забывайте, что вы не фотокамера, вы — человек. Впитайте в себя информацию.

Просмотрите интересующий вас материал несколько раз или, говоря другими словами, заучите его. Заучивание (или избыточное обучение) представляет собой основательное изучение материала в течение какого-то длительного периода. Старайтесь также рассматривать изучаемый предмет с самых разных точек зрения. Познакомьтесь с историей данного объекта, его окружением и основными проблемами. Выполнив это условие, вы сможете легко и довольно быстро запомнить все, что вам нужно.

Представьте, например, что вы занимаетесь в институте международных отношений, и пытаетесь вбить себе в голову политическое устройство Нигерии. Если вы поближе познакомитесь с историей, экономикой и этническим делением страны, вы, без сомнения, лучше усвоите материал. Прочитав о трех основных этнических группах этой страны, вы создаете один слой, или одно измерение общей политической картины. Затем вы узнаете о том, что в течение нескольких лет одна группа была доминирующей политической силой этой страны, что она занимает центральную и северную часть Нигерии и является, в значительной степени, мусульманской. Это, в свою очередь, приводит вас к истории межэтнических войн. Вернувшись к экономике, вы узнаете, что в течение последних тридцати лет нефть определяла не только экономическое, но и международное положение страны.

Множество различных измерений, “занесенных” в память, дает вам возможность хорошо запомнить те или иные аспекты политического устройства Нигерии. Чтобы ответить на вопрос, относящийся к определенной стороне общественно-политической жизни, попробуйте воскресить в памяти какое-либо историческое событие, которое может натолкнуть вас на правильный ответ. Допустим, вам задали вопрос о последней межэтнической войне в Нигерии. Вспомнив о том, что в стране существуют три основные этнические группы, вы сможете воспроизвести сведения и об этой войне.

Несколько недель, отведенных на изучение материала или на подготовку к экзамену, дают вам возможность запомнить учебный материал в максимально полном объеме. В отличие от этого, “зубрежка” лекций в последнюю ночь перед экзаменом является наименее эффективным способом обучения (более подробно об этом будет рассказано в главе 13 “Как сдать экзамен”). “Вызубренный” материал сохраняется в памяти довольно короткое время, которого иногда не хватает даже для того, чтобы сдать экзамен.

Торопливая зубрежка и планомерное изучение материала отличаются друг от друга примерно так же, как карандашный набросок и картина, выполненная маслом. Наброски представляют собой грубое одномерное изображение какого-либо объекта. Картина, выполненная маслом, является более сложным многослойным изображением, включающим в себя линии и контуры, различные цвета, слои и текстуры. Пусть ваша память будет больше похожа на живописное полотно, чем на грубый карандашный рисунок.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru