>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Улучшение работы памяти

       

Как прочитать доклад по памяти

Большинство людей стараются избегать публичных выступлений Если вы принадлежите к их числу, и получили задание выступить с докладом на работе или перед классом, страх перед публичным» выступлениями может полностью блокировать вашу память. Слишком сильная боязнь выступлений указывает на проблемы с кратко временной памятью и на трудности с извлечением из памяти долговременных воспоминаний (о том, как уменьшить свой страх, рассказано в главе 7 “Контроль над сознанием”). [an error occurred while processing this directive]

Совет

    В процессе выступления можно опираться на наглядные пособия. Не думайте, что наглядные пособия — это жалкий или дешевый способ уверить аудиторию в том, будто вы хорошо знаете информацию. Это замечательный cnocoб разнообразить доклад, и сделать его более интересным.

Если вы будете читать свою речь монотонным, бубнящим голосом, ваши слушатели начнут беспокойно ерзать в своих креслах. По этой причине, если в вашем докладе больше не на что смотреть, кроме как на вас самих, вам придется быть невероятно остроумным и пересыпать свою речь анекдотами и смешными историями. Это еще одно давление на психику, которое вам совсем не нужно.

Использование наглядных пособий для облегчения запоминания

    Как правило, наглядные пособия иллюстрируют основные моменты доклада в сжатой форме. Эти моменты могут быть представлены в виде схем, списков или даже ключевых слов.

    Существует целый ряд способов представления визуальной информации. В былые времена ключевые моменты докладов выписывали на доске или на прозрачной пленке, которую затем вставали в проекционный аппарат. К сожалению, этот способ представления информации психологически давит на способность человека запомнить каждую деталь своего выступления, и вы рискуете представить неупорядоченный, или даже обрывочный доклад. Вдобавок ко всему, если ваш почерк хоть отдаленно напоминает мой, его будет крайне трудно прочесть.

    Гораздо лучше, если визуальный материал можно подготовить заранее, а затем раздать его на руки или продемонстрировать на экране.

    Я особенно люблю раздавать своим слушателям тезисы доклада, который собираюсь прочесть. Эти тезисы могут служить визуальной подсказкой как для публики, так и для меня самого. Кроме того, по окончании презентации слушатели могут забрать мои тезисы с собой.

    Если я представляю тот же материал и на экране, слушатели могут смотреть или в свои тезисы, или на экран. Кроме того, что еще более важно, наличие экрана обеспечивает меня визуальными подсказками, позволяющими не сбиться в процессе выступления.

    В последние годы для проведения презентаций все чаще используются многочисленные компьютерные программы, такие как Microsoft PowerPoint. Окна этих программ проецируются на экран с помощью портативного компьютера и проектора. Каждый раз, когда вы хотите перейти к очередному слайду или окну, или добавить к списку еще один пункт, вы щелкаете кнопкой мыши, и на экране появляется то, что вам нужно.

    Все эти наглядные пособия могут использоваться в качестве подсказок, облегчающих запоминание, не только вами, но и слушателями. Если кто-то из публики погрузится в мечтания, он всегда сможет восстановить ход событий, посмотрев на экран, или прочитав тезисы.

Если же у вас не будет возможности раздать слушателям тезисы доклада, или использовать в своем выступлении последние достижения техники? В этом случае вам следует разработать план, гарантирующий полное запоминание всего, что нужно сказать.

Поищите в комнате подходящие подсказки. Возможно, одну часть доклада можно ассоциировать с конкретной лампой, а другую — с дверью.

Совет

    Чтобы преодолеть страх, зайдите в комнату, где будет проходить презентация. Вы обретете уверенность в себе если проведете ассоциации между элементами вашего доклада и обстановкой комнаты (см. главу 8 “Некоторые уловки для запоминания”).

Репетируя выступление, переводите свой взгляд на ту или иную подсказку, как только вы дойдете до соответствующего места доклада.

Если вы не сможете попасть в помещение, где будет проходить презентация, постарайтесь воспроизвести его условия так близко, как это возможно. Не репетируйте свою речь в жаркой, натопленной комнате, если презентация будет проходить в прохладном зале.

Совет

    Постарайтесь найти похожую комнату, и попробуйте в качестве подсказок ассоциировать части вашего доклада с окнами, дверьми и т.д.

В этом случае вы не будете слишком сильно привязаны к окружающей обстановке. Таким образом, ваши подсказки окажутся достаточно гибкими даже на тот случай, если обстоятельства проведения презентации вдруг изменятся.

Живите своей работой

    Старое изречение дзен-буддизма гласит. “Дзен не похож на рубку дерева. Дзен — это и есть рубка дерева”. Говоря так, буддийские философы имели в виду, что дзен (т.е. путь к нирване и ясности мышления) не является сутью выполнения рутинной работы или “обязанности” необходимой для достижения ясности мыслей. Сам процесс выполнения рутинной работы и есть средство достижения ясности мыслей. Звучит громко, не так ли? Но как все это связано с проблемой использования памяти на работе? Приводя высказывание философии дзен-буддизма, я хотел привлечь ваше внимание к словам “ясность мыслей”. Ваша кратковременная память тесно связана со способностью концентрировать внимание.

    Даже самая нудная и скучная работа может увлечь. Вы можете говорить себе: “Но ведь она такая скучная, что мне остается только смотреть на часы и считать, сколько осталось до конца рабочего дня”. Если вы и правда будете все время смотреть на часы, то рискуете забыть, что вы делаете, и совершить массу ошибок, связанныx с памятью, которые в один прекрасный момент могут вернуться и изрядно подпортить ваше настроение.

    Давайте подумаем, как можно разнообразить такую, казалось бы, невообразимо скучную работу, как наблюдение за конвейером на фабрике, производящей кукурузные чипсы. Представьте себе, что ваша задача состоит в том, чтобы смотреть на движущийся конвейер и выбирать оттуда пригоревшие или деформированные чипсы.

    Если вместо того, чтобы смотреть на чипсы, вы то и дело поглядываете на часы, вы боретесь с собой и со своей работой. В конце концов, вас начинает раздражать даже сам факт вашего присутствия в таком скучном месте. Затем старший по цеху неожиданно замечает, что вы пропустили массу бракованных чипсов. Он подходит к вам и говорит: “Что, черт возьми, здесь происходит? Ты пропустил целую кучу сморщенных оранжевых чипсов!” На это вы, скорее всего, ответите: “Ой, простите, я совсем забыл, что оранжевые сморщенные чипсы считаются плохими”.

    Как вы думаете, эта проблема связана с памятью? Может, вам стоит показаться психотерапевту? Ответ на оба вопроса — нет. Это проблема концентрации внимания.

    Основная идея заключается вот в чем: если только вы не бросите свою работу, вам так или иначе придется ежедневно стоять перед конвейером. При желании вы можете сконцентрироваться на своей работе. Почему бы не уделить внимание работе, пока вы там? Вам все равно нечего терять — разве что иллюзию, что у вас возникли проблемы с памятью.

    Превратите наблюдение за конвейером в игру. Постарайтесь выделить побольше различных форм и цветов чипсов. Станьте экспертом в обнаружении самых изящных хороших чипсов и самых нелепых плохих чипсов. Если вы превратите свою работу в веселое занятие, время пролетит и без ежеминутного поглядывания на часы. Ваше обостренное внимание прекратит все кривотолки о том, что у вас имеются проблемы с памятью.

    Описанный подход разнообразит работу и увеличит удовлетворение, которое вы от нее получаете. Выражаясь языком дзен-буддизма, достигнутая ясность вашего мышления означает: дзен не похож на наблюдение за конвейером, дзен — это и есть наблюдение за конвейером.

Огромное влияние на память имеют настроение и состояние души. Читая доклад, постарайтесь воспроизвести то же состояние в котором вы находились в процессе подготовки к докладу. Если вы обычно учите материал после того, как выпьете кофе, не отказывайте своему организму в кофеине и во время доклада.

Совет

    Если это возможно, наденьте ту же самую или похожую одежду. Постарайтесь придать себе то же настроение. В процессе подготовки к докладу попробуйте мысленно представить себе комнату, в которой будет проходить презентация.

В качестве подсказок можно использовать даже движения своего тела. Станьте или сядьте точно так же, как вы будете стоять или сидеть во время доклада. Положение тела — это замечательная подсказка. Если вы вдруг обнаружите, что не можете вспомнить доклад, придайте своему телу то же положение, что было раньше — это подтолкнет воспоминания.

Если есть возможность, поставьте рядом с собой бутылку водь. Читая доклад, периодически пейте — точно так же, как вы делали это дома во время подготовки к докладу.

Чем лучше вы сможете воспроизвести обстановку, в которой учили информацию, тем легче вам будет вспоминать свой доклад во время выступления.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru