Улучшение работы памяти

       

Как организовать запоминаемый материал

Не думайте, что организацией процесса обучения занимаются только люди, страдающие навязчивыми идеями. Это то, что иногда отличает хороших студентов от не очень хороших. Организованные учащиеся запоминают больше, да и вообще, вся суть обучения заключается именно в развитии навыков организации запоминаемого материала. [an error occurred while processing this directive]

Совет

    Способность человека вспоминать важную информацию зависит не столько от того, как много информации он запомнил, сколько от того, как он организовал эту информацию в своей памяти.

Для большей наглядности представьте себе процесс работы с файлами на компьютере. Если вы сохраняете свою информацию на жестком диске как попало, безо всякой организации, впоследствии вам будет очень трудно найти нужный файл. Таким образом, вы не только потратите массу времени на сохранение случайных (и не всегда нужных) фрагментов информации, — вы еще и не знаете, где их искать.

Подумайте, насколько проще искать информацию, если вся она распределена по четко подписанным папкам, в каждой из которых собраны материалы родственной тематики.

Если вы собираетесь запомнить важную информацию, обязательно задайте себе следующие вопросы.

  • Как организована эта информация? (К примеру, это может быть стихотворение, математическая формула или речь.)
  • В каких обстоятельствах от меня потребуют вспомнить эту информацию? (Например, вас могут вызвать к доске и попросить пересказать выученный материал, или же вы будете сдавать экзамен.)

Ответы на эти вопросы определяют, какой именно способ следует избрать для запоминания информации. Этот способ должен служить подготовкой к тому, как вы будете воспроизводить эту информацию.

Например, если вы хотите запомнить последовательность событий, описанных в учебнике по истории, постарайтесь понять, в какой исторической обстановке происходили эти события.

Узнавание: аналог полицейской процедуры опознания для памяти

    Существует несколько методов вспоминания информации. Иногда для того, чтобы вспомнить нужную информацию, не нужно рыться в памяти. Информация здесь, прямо перед вашими глазами, и ее следует просто “узнать”.

    Узнавать гораздо проще, чем просто вспоминать. Если вы не можете вспомнить нужную информацию путем свободного вспомннания, возможно, вы сможете узнать ее, когда увидите.

    Одной из форм узнавания является экзаменационный вопрос, в котором нужно выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Например, вам предложили такой вопрос.

    Какой из методов вспоминания информации требует больше всего усилий? Варианты ответа следующие:

    1. свободное вспоминание;
    2. узнавание;
    3. стояние на голове;
    4. вопрос, на который нужно ответить “да” или “нет”.

    Вы вспоминаете, что правильный ответ — это а) свободное вспоминание.

    Еще одной формой узнавания является полицейская процедура опознания подозреваемого. Обычно она проводится следующим образом. Шесть или семь человек выстраивают в один ряд, показывают их свидетелю и спрашивают, кого из них свидетель видел на месте преступления. Идея этого метода заключается в том, что даже простое присутствие подозреваемого подтолкнет память свидетеля, и тот узнает преступника.

    Тем не менее, на данный момент эта форма узнавания противоречит уголовному праву, поскольку она подразумевает оказание давления на свидетеля. На школьном экзамене учитель точно знает, что среди четырех предложенных вариантов есть правильный ответ. В отличие от этого, на полицейском опознании никто точно не знает, действительно ли главный подозреваемый является преступником, а между тем свидетеля подсознательно убеждают в том, что среди показываемых ему людей находится преступник.

Представьте себе, что вы пытаетесь запомнить основные этапы получения независимости вашей страны. Если вы поймете историческую обстановку того времени, эту информацию будет куда легче удержать в памяти.

Кроме того, для запоминания имен и дат можно воспользоваться мнемоническими средствами. (Более подробно о мнемонических средствах запоминания рассказано в главе 8 “Некоторые уловки Для запоминания”.)

Растяните процесс изучения во времени

Лень и постоянные отсрочки — вот две основные причины, по которым процесс изучения материала зачастую откладывается на последнюю ночь перед экзаменом. (О том, как лучше подготовиться к экзамену, будет рассказано в главе 13 “Как сдать экзамен”.) Кроме того, многие считают, что если выучить информацию в самый последний момент, она останется в памяти более “свежей”.

Такой метод изучения информации называется зубрежкой. Зубрежка — лучший способ забыть, а не запомнить.

Зубрежка может принести определенную пользу, если вы будете сдавать экзамен сразу же после того, как выучите материал. Тем не менее, полезность зубрежки определяется еще и тем, какой материал вы учите. Это должна быть относительно поверхностная информация, например имена, которые впоследствии будет нужно “узнать” среди предложенных вариантов. Если же речь идет о более сложном материале, не зубрите. Вы запомните очень немного.

Еще одной распространенной ошибкой является то, что многие студенты в ночь перед экзаменом засиживаются за учебой допоздна. Такая ночная зубрежка негативно сказывается на памяти: нехватка сна не позволяет сознанию достаточно сконцентрироваться даже для того, чтобы вспомнить самую простую информацию (о том, как сон влияет на память, рассказано в главе 7 “Контроль над сознанием”).

Совет

    Обязательно выспитесь перед экзаменом. Даже поверхностную информацию будет легче вспомнить, если вы хорошо отдохнете.

Зубрежка — это крайне неэффективный способ изучения информа ции; по сути, это пустая трата времени. Конечно же, вы сможете кое-что вспомнить на следующее утро, однако в ожидании экзамена вы все время будете укорять себя, что не воспользовались предоставленным вам временем и не выучили материал более основательно.

Совет

    Экономьте свое время. Если для того, чтобы выучить материал, вам понадобится примерно 20 часов, не стоит втискивать их в сжатый период времени. Распределите эти часы на несколько дней или даже на несколько недель перед экзаменом.

Представьте себе, что информация — это семена, которые могут прорасти только в плодородной почве. Вы не соберете хороший урожай, если не будете за ним ухаживать. И, конечно же, вы хотите, чтобы ваш сад приносил плоды еще многие и многие годы.

Распределяя изучение материала на несколько занятий, проводите краткие обзоры того, что вы выучили в прошлый раз — не только затем, чтобы настроить себя на усвоение новой порции информации, но и чтобы понять, как новый материал связан с предыдущим. Большинство научных знаний являются кумулятивными, т.е. накапливаемыми. Таким образом, чтобы хорошо овладеть предметом, при изучении каждого следующего урока нужно уметь отталкиваться от материала предыдущего.

Процесс изучения материала нужно организовать таким образом.

  1. Выучите материал первого занятия (посадите семена).
  2. Проведите обзор выученного (позвольте дождю полить семена).
  3. Выучите материал следующего занятия (удобрите почву).
  4. Снова проведите обзор выученного (позвольте солнцу посветить на семена).

Распределяя время, необходимое для изучения материала, не разбивайте его на слишком маленькие промежутки. Занятие не должно быть таким коротким, что вы едва успеете бросить взгляд на материал, прежде чем закроете книгу.

Совет

    Если вы решили воспользоваться примером, приведенным ранее в этой главе, и выделить на подготовку к экзамену 20 часов, это время лучше всего разбить на десять недель, по два часа в неделю. Если вы будете учиться ежедневно на протяжении десяти недель, это будет занимать всего лишь по десять минут в день. Разумеется, это еще не все! Вместо того, чтобы просто сидеть, уставившись в книгу, определенное количество времени необходимо отвести на усвоение информации.

Не стоит впадать и в другую крайность. Если вы разобьете время изучения материала на четыре пятичасовых промежутка, будьте готовы к тому, что за время такого занятия вы устанете, и вам понадобится отдых. Если вы вовремя не отдохнете, то рискуете неожиданно для себя заснуть, или начать думать о чем-то очень далеком от предмета, на котором вы пытаетесь сконцентрироваться.

Совет

    Перерыв в занятиях не только дает мыслям отдохнуть, но и позволяет лучше усвоить информацию.

Разделите изучение разных предметов

Как правило, в школах учат много всего и сразу. Что делать, если за один вечер нужно выучить несколько предметов?

Если после изучения одного предмета сразу же взяться за изучение другого, вы рискуете стереть грань между предметами. Наличие такой грани критично, поскольку вы должны быть готовыми к усвоению новой информации.

Чтобы четко разделить изучаемые предметы, сделайте между ними перерыв, или даже перейдите в другую комнату. Таким образом вы свяжете новую обстановку с новыми знаниями. Более того, при изучении разных предметов вы можете использовать ручки с разными чернилами, либо же в одном случае делать заметки на бумаге, а в другом — использовать компьютер.

Если это возможно, отделите время изучения одного предмета от времени изучения другого. К примеру, учите биологию до обеда а математику — после обеда.

Изучите предмет глубже

Процесс запоминания материала требует от вас не только правильной организации информации и распределения процесса ее изучения во времени. Необходимо также знание контекста информации, т.е. как эта информация связана с другой информацией, которую вы уже знаете.

Запоминая материал, необходимо создать в своей памяти “каркас”, базу для дальнейшего изучения информации. Вы должны знать, как эта информация соотносится с тем, что вы выучили раньше.

К примеру, в процессе изучения иностранного языка вы должны приобрести определенный словарный запас, научиться спрягать глаголы, составлять из слов предложения и уметь правильно ответить собеседнику с учетом той обстановки, в которой вы его встретили.

Если вместо того, чтобы спросить: “Как дела?”, вы пробормочете на иностранном языке нечто несуразное вроде: “Вы был хорошо?”, собеседник, конечно, поймет вас, но вряд ли захочет вступать в длительную беседу, ограничившись вежливым: “Хорошо. А как ваши дела?”.

Умение разговаривать на новом языке требует большего, чем просто знание нескольких слов. Необходимо основательно изучить все грани языка. Если до поездки во Францию вы прослушаете краткий курс французского на аудиокассете, вы запомните гораздо меньше, чем если бы вы прошли курс языкового погружения, пожив некоторое время во Франции.

В этом и других подобных случаях суть информации, которую вы учите, закладывает основу для дальнейшего изучения. При отсутствии такой основы вы лишаете себя возможности связать новую информацию с уже имеющейся и, скорее всего, быстренько ее забудете.

Повторное изучение

Совет

    Еще одним способом, позволяющим хорошо запомнить предмет, является его повторное изучение. Повторное изучение — это что-то вроде смахивания пыли со старой книжной полки. На второй или третий раз запомнить одну и ту же информацию становится легче; предыдущие воспоминания словно “воскрешаются” в памяти. Более того, повторное изучение или “воскрешение” информации углубляет знание предмета.

Хорошим примером повторного изучения является периодическое прохождение курсов одного и того же иностранного языка. На протяжении своей жизни я несколько раз брался за изучение испанского языка. С каждым разом я все лучше усваиваю язык. (Здесь многие из вас, наверное, подумают: “Понятное дело! Вы что же, совсем тупой?”.)

Я уклонюсь от ответа на этот вопрос, продолжив свою точку зрения. Изучение языка требует практики. Поскольку мне редко когда удается попрактиковаться в испанском в отрыве от моих нечастых поездок в Испанию и Латинскую Америку, мои знания испанского время от времени требуется восстанавливать.

Мой друг разговаривает по-испански гораздо лучше, чем я. Все дело в том, что он начал брать уроки испанского раньше, и занимался этим более последовательно, в то время как я постоянно перескакивал с одного языка на другой, едва успевая коснуться основ каждого из них.

Совместите повторное изучение и прямое вспоминание

Я прекрасно понимаю, что изучение предмета во второй (а то и в третий) раз — это замечательный способ закрепить информацию в памяти. Я также прекрасно понимаю, что в большинстве случаев такой возможности, увы, нет. Для поиска нужной информации в памяти приходится использовать более короткий и трудный путь под названием прялюе вспоминание. Основная проблема использования этого метода заключается в том, что область поиска неограниченна. Это все равно, что с надеждой смотреть в небо, и ждать, а вдруг появится нужная звезда (т.е. воспоминание)?

Процесс прямого вспоминания можно немного облегчить, если объединить его с некоторыми приемами повторного изучения. Представьте себе, что вас попросили перечислить известные произведения русских писателей, которые вы когда-то читали в школе. Начав думать, вы можете воспользоваться методом вспоминания по подсказкам, т.е. вспоминая, например, фамилию писателя.

  • Пушкин:
  • Достоевский:
  • Лермонтов:
  • Толстой:
  • Гоголь:
  • Тургенев:

Представим себе, что ваш учитель оказался мягкосердечным человеком и, увидев, как вы обливаетесь потом, предложил вам дополнительную подсказку — первую букву названия каждого произведения.

  • Пушкин: Е_
  • Достоевский: П_
  • Лермонтов: Г_
  • Толстой: В_
  • Гоголь: В_
  • Тургенев: О_

Я воспользовался этим примером, потому что вы, возможно, уже когда-либо сталкивались с данной информацией и, просматривая этот список, попытались самостоятельно вспомнить эти произведения. В этом случае вы повторно изучили материал.

Если бы вас попросили повторно изучить список российских императоров и перечислить их в хронологическом порядке, вам пришлось бы выполнить задачу последовательного вспоминания. (Задача последовательного вспоминания — это такая задача, для выполнения которой необходимо вспомнить некую последовательность сведений, как например список императоров в хронологическом порядке.)

Предположим, что вас попросили перечислить всех российских императоров, начиная с Петра I, и предоставили в качестве подсказки только первые буквы их фамилий. В этом случае вы повторно изучили информацию, используя привязку по первым буквам, расположенным в определенной последовательности. Как видите, система привязки подталкивает ваши воспоминания путем использования первых букв фамилий императоров, расположенных в хронологическом порядке (более подробно о словах-привязках можно прочитать в главе 8 “Некоторые уловки для запоминания”, а о методах последовательного вспоминания — в главе 9 “Борьба с забывчивостью”). Используя для вспоминания выученной когда-то информации слова-привязки, вы, скорее всего, хорошо запомните ее на будущее.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru