>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Улучшение работы памяти

       

Выход из “лабиринта” памяти

Информация, содержащаяся в долгосрочной памяти, под действием некоторых факторов может быть “искажена”. Иногда, вопреки всем ожиданиям, воспоминания не приобретают “нормальную” форму. Они не переходят из краткосрочной в долгосрочную память (процесс формирования воспоминаний описывается в главе 3 “Организация процесса запоминания”). Часто проблема заключается не только в работе памяти, она исходит из:

  • лени;
  • страха;
  • недостатка заинтересованности;
  • наличия причины, чтобы забыть. [an error occurred while processing this directive]

    “Подавление” памяти

    Люди забывают по различным причинам. Сто лет назад Зигмунд Фрейд выдвинул предположение о том, что люди забывают, поскольку сами “подавляют” информацию, о которой не желают помнить. Подавление означает своего рода вытеснение из сознания тех мыслей и чувств, которые человек находит неприемлемыми. С точки зрения Фрейда, люди подавляют воспоминания, которые кажутся им недопустимыми или неприятными.

    Предположим, человек забывает записаться к стоматологу уже третий раз подряд. Можно в такой ситуации сказать, что он имеет серьезные проблемы с памятью? Нет, не обязательно. Возможно, страх человека перед визитом к стоматологу вытесняет из памяти информацию о записи.

    Совет

      В данном случае проблема заключается не в памяти, а в страхе. Обуздав свой страх, можно легко решить проблему посещения врачей.

    Большинство заносимой и извлекаемой из памяти информации имеет отношение к заинтересованности человека. Если существует причина, которой можно мотивировать свою забывчивость, ее часто используют.

    У людей есть способность искажать, фильтровать или выборочно забывать ту информацию, которую они находят неприятной. Эта способность представляет собой концепцию, о которой говорят как о “подавляемых воспоминаниях”. Однако полностью концепция глубоких, темных и скрытых подавляемых воспоминаний детства до сих пор не решена. (Более подробно воспоминания детства описываются в главе 2 “Мифы, в которые мы верим”.)

    Частичное слуховое восприятие

    Отец просит сына-подростка вынести мусор. Со словами: “Да, конечно”, он проходит через комнату и садится за компьютер, чтобы ответить на электронную почту. Через час отец напоминает ему о своей просьбе, на что ребенок отвечает: “А, да, я и забыл”. (Более подробно о важности внимания в краткосрочной памяти рассказывается в главах 2 “Мифы, в которые мы верим”, 3 “Организация процесса запоминания” и 4 “Есть, чтобы помнить”.)

    Возможно, подросток не стал бы уклоняться от выполнения данного ему задания, если бы ему дали несколько поручений. Однако в тот момент он сосредоточился на чем-то совершенно другом. Вероятно, он составлял текст электронного письма, прохаживаясь по комнате. Подобное поведение служит примером выборочного внимания.

    Не трудно понять принцип действия выборочного внимания из предыдущего примера, однако это гораздо труднее сделать при наблюдении за самим собой. Зачастую многие не реагируют на обращенные к ним вопросы или комментарии, даже не осознавая этого.

    Совет

      Не следует приписывать подобные случаи проблемам с памятью. Обращайте больше внимания на свою реакцию, заинтересованность или лень, и боритесь с ними, “улучшая” свою память.

    “Переполнение” памяти

    Когда человек пытается запомнить что-либо, ему часто препятствуют в этом несколько факторов.

    • Предмет, который следует запомнить, может быть слишком схож с иным предметом, также изучаемым в данный момент, поэтому предметы могут путаться друг с другом.
    • Новая информация может “сталкиваться” или “конфликтовать” с собственными знаниями человека.
    • Сознание человека может управляться другими людьми.

    Наиболее частые ошибки памяти

    Информация, содержащаяся в памяти, со временем может искажаться. Возможно, старая информация подобна информации, только что полученной, что приводит к их “столкновению”.

    Подобная ситуация может возникнуть с любым видом “данных”, начиная с развлечений и заканчивая изучением языка. Например, отец, наблюдая за игрой сына в баскетбол, замечает, что тот довольно хорошо отнимает мяч у игроков противоположной команды, и ведет его для выполнения броска. Однако при броске он промахивается. Отцу приходит идея: “Может, стоит позаниматься с ним дополнительно”.

    На следующей неделе он снова приходит на игру. Его сын ловит мяч, ведет и ycпешно забрасывает. Отец вспоминает предыдущую игру и ему кажется, что мяч тогда почти вошел в корзину. На самом деле, он даже близко от нее не был. Данный пример иллюстрирует формирование неточных воспоминаний путем объединения” двух ситуаций

    Этот тип искажения называется вытеснением прошлого (новые впечатления вытесняют более ранние).

    Далее отец снова приходит на игру и видит, как сын ловит мяч, ведет его, делает бросок, но на сей раз промахивается. Вечером он говорит, что мяч практически вошел в корзину, хотя это было совершенно не так. Подобное искажение физиологи называют ухудшающим вытеснением.

    Новые знания блокируют старые

    Имеющаяся информация также искажается при поступлении новой. Предположим, человек путешествует из Испании в Италию. Во время пребывания в Испании он "приобретает" определенный разговорный уровень испанского туриста, который позволяет ему ориентироваться на местности, выполнять заказ в ресторане, а также приветствовать различных людей, попадающихся ему на пути.

    Проведя некоторое время в Италии, он начинает “выходить” на тот же уровень, что и в Испании, только уже итальянского туриста. Языки в этих странах похожи, поскольку оба имеют латинскую основу, но все-таки существенно отличаются, и турист теряет разговорную практику испанского.

    Он снова возвращается в Испанию, и обнаруживает, что у него возникли сложности с подбором слов. Его некоторое понимание итальянского сталкивается с неопределенными воспоминаниями об испанском. Он говорит ciao вместо hasta luego на прсщанье и grazie вместо gracias в знак благодарности. Он не уверен, но похоже, что продавец остался недоволен.

    Совет

      Если новая информация путается с полученной прежде, необходимо выделить некоторое время, чтобы закрепить предыдущие знания. В нашем случае следует взять разговорник испанского, и перед походом в магазин немного попрактиковаться.

    Внешнее вмешательство

    Содержащаяся информация иногда искажается при вмешательстве другого человека. Она может быть изменена, даже если этот человек просто попросил вспомнить что-либо.

    Подобный тип искажения часто имеет место в зале суда, после чего, как правило, адвокат произносит слова' “Возражаю, ваша честь! Допрашивающий ведет свидетеля”.

    Возможно, многие наблюдали подобное вмешательство, разыгранное в кинофильме или на телевидении. Поверенный защиты спрашивает свидетеля: “Скажите, вы помните форму очков убийцы?”.

    Свидетель теряется, но, так или иначе, отвечает: “Нет, форму я не помню”.

    А что если убийца вообще не носит очки? Поскольку свидетель был застигнут врасплох, он под давлением автоматически принял тот факт, что убийца был в очках. Подсознательно он разрешил “исказить” информацию в своем сознании.

    После этого поверенный защиты может вызвать своего клиента-подсудимого и, ехидно улыбаясь. Спросить: “Носили ли вы когда-либо очки?”.

    Обращаясь к присяжным, клиент эффектно ответит: “Нет, никогда”.

    Аналогично тому, как был сбит с толку свидетель, которому за это впоследствии припишут дачу ложных показаний, люди так же склонны к постоянным модификациям данных в своей памяти. Это происходит при использовании ложной реплики, оказывающей давление на человека в момент извлечения им информации из памяти.

    Все люди периодически подвергаются давлению, под воздействием которого не успевают восстановить точную информацию.

    Всегда следует выделять себе достаточно времени, чтобы “прояснить” свои мысли. Если кто-либо в этот момент пытается оказать на вас давление, вы должны сказать, например: “Я не уверен. Мне нужно подумать об этом”. Вы сможете спокойно восстановить в памяти “правильную” (на ваш взгляд) информацию, и дать соответствующий ответ.

     

     

     

  • Top.Mail.Ru
    Top.Mail.Ru