Профессия
сборщик РЭА

       

§ 8. Основные понятия о допусках и посадках

Механизмы приборов и РЭА состоят из деталей, совершающих в процессе работы определенные относительные движения или соединенных неподвижно.

Абсолютно точное изготовление детали невозможно, а выполнение ее с наибольшей точностью нецелесообразно. Производственный опыт показал, что задачу выбора оптимальной точности можно решить установлением для каждого размера детали (особенно для сопрягаемых ее размеров) пределов, в которых может колебаться ее действительный размер; при этом исходят из того, что узел, в который входит деталь, должен соответствовать своему назначению.

Рекомендации по выбору предельных отклонений размеров деталей разработаны на основании многолетнего опыта изготовления и эксплуатации различных механизмов и приборов и научных исследований и изложены в единой системе допусков и посадок (ЕСДП СЭВ). Допуски и посадки, установленные ЕСДП СЭВ, могут быть осуществлены по системам отверстия или вала. Рассмотрим основные понятия из этой системы.

Вал обозначает наружный (охватываемый) элемент детали. Основным называют вал, верхнее отклонение которого равно нулю. Отверстие обозначает внутренний (охватывающий) элемент детали. Основным называют отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.

Размеры, относящиеся к валам и отверстиям, приведены на рис. 2.

Рис. 2. Размеры валов (а) и отверстий (б)

Номинальным называют основной размер, получаемый из расчета на прочность, жесткость или выбираемый конструктивно и проставляемый на чертеже. Номинальный размер соединения является общим для отверстия и вала, составляющих соединение. По номинальным размерам выполняют в том или ином масштабе чертежи деталей, сборочных единиц и приборов.

Для унификации и стандартизации установлены ряды номинальных размеров (ГОСТ 8032—56). Полученный расчетом или выбранный размер следует округлять до ближайшего значения из стандартного ряда. Это особенно относится к размерам деталей, получаемым стандартным или нормализованным инструментом, или присоединительным по отношению к другим стандартным деталям или узлам. Для сокращения номенклатуры применяемого в производстве режущего и измерительного инструмента в первую очередь рекомендуется применять размеры, оканчивающиеся на 0 и 5, а затем — на 0; 2; 5 и 8.

Размер, полученный в результате измерения детали с наибольшей точностью, называют действительным. Размеры, между которыми может находиться действительный размер изготовленной детали, называют предельными.

Два допустимо предельных размера, между которыми должны находиться размеры (действительные) изготовленных деталей, называют наибольшим и наименьшим предельными размерами. По ним устанавливают тип соединения деталей и допустимую неточность их изготовления. Для удобства на чертежах указывают номинальный размер детали, а каждый из двух предельных размеров определяют по его отклонению от этого размера. Величину и знак отклонения получают в результате вычитания номинального размера из соответствующего предельного.

Разность между наибольшим предельным и номинальным размерами называется верхним отклонением, разность между наименьшим предельным и номинальным — нижним отклонением. Верхнее отклонение соответствует наибольшему предельному размеру, а нижнее — наименьшему.

Допуском Т называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами. Чем больше допуск на размер, тем легче изготовить деталь.

Совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров, называется квалитетом. По ЕСДП СЭВ квалитеты стандартизованы в виде 19 рядов. Каждый квалитет обозначается порядковым номером 01; 0; 1; 2; 3;...; 17, возрастающим с увеличением допуска. Два самых точных квалитета — 01 и 0. Ссылка на допуски по квалитетам ЕСДП СЭВ может быть сделана сокращенно буквами IT «Международный допуск» с номером квалитета. Например IT7 означает допуск по 7-му квалитету.

Линия, которая при построении схем полей допусков соответствует номинальному размеру и служит началом отсчета отклонений размеров, называется нулевой.

Предельное отклонение, которое ближе к нулевой линии, называют основным (верхним или нижним). Оно определяет положение поля допусков относительно нулевой линии. Для полей допусков, расположенных ниже нулевой линии, основным является верхнее отклонение. Для полей допусков, расположенных выше нулевой линии, основным является нижнее отклонение.

Всего в ЕСДП СЭВ предусмотрено 28 типов основных отклонений для валов и столько же для отверстий. Каждый из них обозначается строчной латинской буквой (ГОСТ 2.304 — 81), если отклонение относится к валу, или прописной, если отклонение относится к отверстию.

Буквенные обозначения основных отклонений приняты в алфавитном порядке, начиная от отклонений, обеспечивающих самые большие зазоры в соединении.

h и H — верхнее и нижнее отклонения вала и отверстия, равные нулю (h и H приняты для основных валов и отверстий).

а ÷ h (A ÷ H) — отклонения, образующие поля допусков при посадках с зазорами.

I ÷ п (/ ÷ N) — отклонения, образующие поля допусков переходных посадок.

Р ÷ ZC(P ÷ ZC) — отклонения, образующие поля допусков посадок с натягом.

Схематически основные отклонения показаны на рис. 3.

Рис. 3. Основные отклонения системы ЕСДП СЭВ

Поле допуска в ЕСДП СЭВ образуется сочетанием одного из основных отклонений с допуском по одному из квалитетов. В соответствии с этим поле допуска обозначается буквой основного отклонения и номером квалитета, например 65h6; 65h11 — для вала; 65H6; 65H11 — для отверстия.

Для одного и того же квалитета значение поля допуска (на один номинальный размер) одно и то же для всех типов основных отклонений.

Положительная разность между диаметрами отверстия и вала называется зазором, а отрицательная — натягом. Зазор определяет характер подвижности сопряженных деталей, а натяг — характер их неподвижного соединения. Этот характер соединения, определяемый разностью между охватывающим и охватываемым размерами, называется посадкой. Различают подвижные посадки — с зазором, неподвижные — с натягом и переходные.

Посадки, установленные ЕСДП СЭВ, могут быть осуществлены по системам отверстия или вала.

Система отверстия характеризуется тем, что в ней для всех посадок одного квалитета при одинаковых номинальных размерах предельные размеры отверстия остаются постоянными, а посадки осуществляются соответствующим изменением предельных размеров вала. Размер отверстия называется основным, а размер вала — посадочным.

Система вала характеризуется тем, что в ней для всех посадок одного квалитета при одинаковых номинальных размерах предельные размеры вала остаются постоянными, а посадки осуществляются изменением отверстия. Размер вала называется основным, а отверстия — посадочным. На промышленных предприятиях в основном применяют систему отверстия, так как она требует меньшего количества режущего и измерительного инструмента, т. е. более экономична. Систему вала, как правило, применяют для наружных колец шарикоподшипников и в тех случаях, когда на гладкий вал насаживают несколько деталей с различными посадками.

Посадки в системе ЕСДП СЭВ образуются сочетанием полей допусков отверстия и вала и обозначаются дробью или строкой, например 65H7/К6 (натяг) в системе отверстия; 65К6/h5 (натяг) в системе вала.

В машиностроении наиболее распространены посадки, расположенные в порядке убывания натяга и возрастания зазора: прессовая (Пр), легкопрессовая (Пл), глухая (Г), тугая (Т), напряженная (Н), плотная (П), скольжения (С), движения (Д), ходовая (X), легкоходовая (J1), широкоходовая (Ш). Прессовые посадки дают гарантированный натяг. Глухая, тугая, напряженная и плотная посадки являются переходными, а остальные имеют гарантированный зазор. Для скользящей посадки гарантированный зазор равен нулю.

При выборе квалитета соединения и вида посадки конструктору РЭА следует учитывать характер сопряжения, эксплуатационные условия, наличие вибрации, срок службы, колебания температуры и стоимость изготовления. Квалитет и вид посадки рекомендуется выбирать по аналогии с теми деталями и узлами, работа которых хорошо известна, или руководствоваться рекомендациями справочной литературы и ОСТов. В соответствии с квалитетом посадки выбирается чистота поверхности сопрягаемых деталей.

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru