Профессия
сборщик РЭА

       

§ 61. Устройство и сборка электромеханических реле

Реле — это электромеханическое устройство, которое автоматически осуществляет скачкообразное изменение выходного сигнала под воздействием управляющего сигнала, изменяющегося непрерывно в определенных пределах.

По конструкции электромагнитное реле представляет собой электромагнит, якорь которого связан с одной или несколькими контактными группами, включенными в управляющие цепи системы управления или регулирования. При срабатывании электромагнита можно одновременно замыкать и размыкать несколько цепей управления, в которых токи не превышают несколько ампер.

Отечественная промышленность выпускает до нескольких сотен типов реле, которые широко применяются в автоматических, телемеханических системах управления и в вычислительной технике. Основные параметры реле, определяющие их работу и являющиеся характеристикой при выборе их применения, следующие: чувствительность; ток (напряжение) срабатывания; ток (напряжение) отпускания; ток (напряжение) удержания; коэффициент запаса; рабочий ток (напряжение); сопротивление электрического контакта.

Чувствительность реле определяется минимальной мощностью, подаваемой в обмотку и достаточной для приведения в действие якоря и переключения контактов. Чувствительность реле зависит от его конструкции и намоточных данных катушки. Чувствительность обычно в технической документации не указывается, а определяется как мощность срабатывания Рср:

где Iср(Uср) — ток (напряжение) срабатывания, мA, В; Rобм — сопротивление обмотки, Ом.

Ток (напряжение) срабатывания Iср(Uср) указывают в технической документации для нормальных условий.

Ток (напряжение) отпускания Ioтп(Uотп), так же как и ток (напряжение) срабатывания, не является рабочим параметром и приводится в технической документации для нормальных условий.

Ток (напряжение) удержания Iуд(Uуд) установлен для некоторых типов реле. Этот параметр проверяют в процессе измерения тока (напряжения) отпускания.

Коэффициент запаса Кз представляет собой отношение рабочей намагничивающей силы IWраб к намагничивающей силе IWcp : Kз = (IWpaб)/(IWcp). Коэффициент запаса характеризует надежность срабатывания и удержания якоря в притянутом положении.

Рабочий ток (напряжение) указывается в виде номинального значения с двусторонними допусками. Верхнее значение рабочего тока (напряжения) ограничивается в основном температурой нагрева обмотки. Нижнее значение определяется надежностью работы реле при снижении напряжения источника питания и при повышении сопротивления обмотки за счет ее нагревания.

Сопротивление электрических контактов реле указывается в паспорте реле (или в справочнике) на период поставки. Сопротивление контактов при эксплуатации оговаривается в ТУ.

Простейшей конструкцией электромагнитного реле является реле клапанного типа (рис. 129). Оно состоит из трех основных частей: обмотки электромагнита 13, воспринимающей электрический сигнал, магнитной системы 1 с подвижным якорем 10 и системы контактов 6.

Рис. 129. Электромагнитное реле

На панели 4, выполненной из изоляционного материала (с системой шинок 3, 5, 7), устанавливается магнитопровод 1 с помощью винтов 2. Сердечник 9, на котором расположена обмотка электромагнита 13, крепится на магнитопроводе 1 следующим образом: сначала сердечник с помощью специального приспособления запрессовывают в основание магнитопровода, а затем развальцовывают. Место развальцовки 14 покрывают клеем БФ-14.

Поверхность сердечника 9 перед установкой на него обмотки электромагнита обматывают двойным слоем лакошелковой изоляции (ЛШ-2), концы которой склеивают глифталевым лаком. В некоторых типах реле сердечник предварительно опрес-совывают пластмассой АГ-4В в виде каркаса, на который затем наматывается обмотка электромагнита.

Якорь 10 штампуют из листовой стали ЭИ, покрывают кадмием, закрепляют в магнитопроводе /, в результате чего образуется рычаг, на который в одном направлении воздействует электромагнитное усилие (когда обмотка находится под напряжением), а в другом направлении — усилие возвратной пружины 11.

Контактные пластины 6, запрессованные в пластмассовую колодку 8, образуют подвижную контактную систему, которая присоединяется к якорю с помощью заклепок. Между якорем и пластмассовой колодкой ставят миканитовую прокладку на клее БФ-4.

Подключение подвижной контактной системы к выводным зажимам 7 осуществляют гибким проводом марки ПШ, изолированным фторопластовой изоляцией (в виде изоляционного чулка). Провод припаивается к зажиму 7 или приваривается. Возвратная пружина 11 служит для удерживания якоря в разомкнутом положении. Один конец пружины двумя-тремя витками прикрепляют к скобе с помощью винта /2, а другой ее конец продевают в отверстие на конце якоря.

Общая сборка реле заключается в установке корпуса электромагнита на магнитопровод и креплении его на панель реле. Затем на магнитопровод монтируется узел якоря, состоящий из самого якоря и системы контактов. При установке узла якоря проверяется плавность его хода. После электрической проверки на пробой реле поступает на регулировку, которая должна соответствовать требованиям технических условий и проводиться в объеме и последовательности, изложенных в производственных инструкциях.

Собранные и отрегулированные реле партиями проходят приемочные испытания и упаковываются согласно требованиям ТУ. Сборка реле в настоящее время осуществляется на конвейерных линиях. Взаимосвязь сборочных элементов и очередность сборки одного из реле показаны на рис. 130.

Рис. 130. Технологическая схема сборки реле

Внутри прямоугольников указаны названия сборочных элементов, слева — номера узлов или детали, условно обозначенные порядковым числом, а справа — их количество, необходимое для данной сборки.

При контроле реле проверяют: напряжение срабатывания и отпускания, контактный зазор, контактное давление, натяг контактной пружины, магнитный зазор, усилие трогания, конечное усилие и др.

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru