>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Учебное пособие

Плетение из лозы, ивы и бересты

       

Плетение из бересты

С давних времен известна долговечность бересты, ее устойчивость к гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в доме всегда было сухо. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки, а в берестяных туесах молоко даже в жару оставалось холодным. А кто не знает берестяные грамоты, дошедшие до нас из глубины веков?

Центры традиционной художественной обработки бересты находятся в Сибири, на Дальнем Востоке, русском Севере и в российском Черноземье. У каждого народа были особые способы обработки этого материала: резьба, плетение, тиснение, роспись и т. д.

Самым древним способом художественной обработки бересты является тиснение.

Излюбленными сюжетами тиснения были изображения зверей и птиц. Простейшие геометрические или более сложные растительные орнаменты.

Выполнялось оно с применением особых инструментов — креней (чеканов). Инструменты были самодельными из твердых пород дерева (березы, дуба, вяза), металла или кости. На торцевой стороне Такого чекана вырезался элемент орнамента. Чекан прикладывался к бересте, и мастер ударял по нему молотком. В результате на бересте получался рисунок.

Самым распространенным способом обработки бересты является роспись. Традиционные центры этого промысла находятся на Урале, русском Севере и в Западной Сибири. Часто берестяные изделия украшались резьбой. Резные геометрические и растительные орнаменты соседствовали со сложными сюжетными композициями, изображающими птиц, зверей и людей.

Чтобы подчеркнуть ажур рисунка и мастер ство его исполнителя, использовались цветные подкладки из фольги, цветной бумаги или самой бересты. Мастера из села Шамогодье близ Вели кого Устюга приобрели всемирную известность благодаря особой технике резьбы, так называемой прорезной бересте.

Возьмите себе за правило снимать бересту только с поваленных деревьев, в противном случае вы можете погубить живое дерево. Следите за тем, чтобы выбранная вами дпя заготовки береста была ровной, гладкой, без каких- либо наплывов и утолщений.

Уже в 1882 году шамогодскии мастер И. А. Впрев получил большую золотую медаль на Всероссийской выставке в Москве за свои изделия из прорезной бересты.

В начале XX века прорезная береста была представлена на Всемирной выставке во Франции и была удостоена диплома. Плетение из бересты до сих пор популярно. С использованием этой техники изготавливают не только шкатулки и вазочки, но и сложные скульптурные изображения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru