При выводе изображения на печать используются другие технологии. Это
может быть, например, струйная печать или многокрасочная печать на типографской
машине. В этом случае изображение на бумаге создается при помощи чернил
разных цветов. Накладываясь на бумагу и друг на друга, чернила поглощают
часть света, проходящего сквозь них и отражающегося от бумаги. Если чернила
густые, то они сами отражают свет, но не весь. Таким образом, отраженный
от картинки цвет приобретает ту или иную окраску, в зависимости от того,
какие красители и в каких количествах были использованы при печати.
Обычно при таком способе цветопередачи для получения промежуточных оттенков
используются чернила четырех цветов: голубой, пурпурный, желтый и черный.
Такую цветовую модель называют CMYK — Cyan, Magenta, Yellow, Blасk (Голубой,
Пурпурный, Желтый, Черный). Теоретически для получения любого из оттенков
достаточно только голубого, желтого и пурпурного цветов. Однако на практике
крайне сложно получить их смешением чистый черный цвет или оттенки серого.
ПРИМЕЧАНИЕ. Так как в цветовой модели
CMYK оттенки образуются путем вычитания определенных составляющих из белого,
ее называют субтрактивной (вычитающей). Кроме различных печатающих устройств,
эта цветовая модель используется в фотопленке и фотобумаге. Там также
содержатся слои, чувствительные к голубому, желтому и пурпурному свету.
В файлах изображений, сохраненных в режимах RGB и CMYK, для каждого
пиксела записываются значения всех трех или четырех компонентов.
Для вывода изображения на черно-белые (монохромные) устройства, а также
для некоторых других целей лучше всего подходит изображение в режиме градаций
серого (grayscale). В этом режиме для каждого пиксела записывается только
одно значение — его яркость.
Существуют и другие цветовые режимы. Например, для записи изображений
В форматах, ограничивающих допустимое число цветов (таких как GIF), эти
изображения надо предварительно перевести в режим индексированных цветов.
При этом составляется палитра, которая и используется при дальнейшей работе.
При попытке использовать не входящий в палитру цвет он заменяется ближайшим
цветом, занесенным в нее.
Теперь рассмотрим, как работа с цветовыми режимами реализована в Фотошоп.
Прежде всего, следует заметить, что в любом из режимов
изображение представляется в виде нескольких каналов, каждый из которых
представляет собой отображение одной из цветовых составляющих. В режиме
RGB изображение содержит красный, зеленый и синий каналы. Вы можете редактировать
всe каналы одновременно (именно этот режим используется по умолчанию)
или по отдельности. Подробнее работа с каналами рассматривается ниже.
Доступ к цветовым режимам осуществляется при помощи команд меню
Изображение > Режим (Image
> Mode). Это меню показано на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Меню выбора цветового режима в Фотошоп
Как видно, меню разделено на четыре зоны. В верхней зоне перечислены
цветовые режимы, поддерживаемые программой. Во второй зоне находятся два
пункта: 8 бит/канал (8 bit/Channel) и 16 бит/канал
(16 bit/Channel). Установив
флажок напротив одного из них, вы можете выбрать, сколько битов будет
отводиться для каждого пиксела на каждый из цветовых каналов. Обычно используется
режим 8 бит/канал. При этом реализуются все возможности программы. Изображения
с 16 бит/канал могут быть получены, например, с некоторых сканеров.
Такие
изображения не могут быть точно отображены на мониторе (предел — 8 бит/канал)
и набор возможностей их обработки сильно ограничен (не работают большинство
инструментов, команд и фильтров). В большинстве случаев этот режим не
используется. Третья зона содержит одну команду — Таблица цветов...
(Color Table...). Эта команда позволяет редактировать цветовую таблицу в режиме
индексированных цветов. Мы рассмотрим ее позже. Наконец, в четвертой зоне
содержатся команды, позволяющие внедрять в файл данные цветокоррекции
(профили) и конвертировать изображение из одного профиля в другой. Эти
команды важны в полиграфии, но в web-дизайне не очень актуальны, так как
в большинстве случаев цветокоррекция в web-графике не используется.