Технология производства
продукции пчеловодства

       

§ 4.1. Биологические и технологические условия сбора маточного молочка

Молочко собирают в семьях-воспитательницах, где систематически из личинок воспитывают маток. Если личинка достигла 4-дневного возраста и в мисочках наибольшее количество корма, их выбрасывают из незапечатанного маточника, а молочко выбирают. Потом на этих местах прививают личинок, и так семья продолжает вырабатывать продукцию на протяжении 3 и более недель.

Продуктивность семей на сборе молочка зависит от таких условий: «сиротство» пчел вследствие отбора матки или ее специальной изоляции в отгороженной части улья; наличие молодых пчел с хорошо функционирующими железами; достаточное обеспечение кормом, а в периоды без взятка ежедневная подкормка сахарным сиропом (по 0,5-1 кг); сокращение гнезда до создания тесноты, при которой пчелы склонны закладывать много маточников; строгое соблюдение технологии прививки личинок; наличие в гнезде перги и сбор пчелами свежей пыльцы.

Выход молочка связан также с породными и индивидуальными особенностями пчелиных семей. Пчелы с повышенной склонностью к роению закладывают много маточников и хорошо выделяют молочко. Наиболее продуктивны из них семьи желтой кавказской породы (кубанской), которые в состоянии принимать на воспитание одновременно около 200 личинок.

Для выполнения работ по получению молочка в чистой комнате пасечного домика или в кочевой будке надо оборудовать небольшую лабораторию. Стены ее надо побелить или обклеить обоями светлого цвета, полы покрасить. Комната должна быть светлой, чтобы можно было легко выполнять работы по переносу личинок. До начала работ температура воздуха в комнате должна быть 25 °С, а влажность - не ниже 70 % . Для повышения влажности кипятят в открытой посуде воду или разбрызгивают ее по полу. В удобном месте ставят столик и несколько низеньких стульев, а около стенки - шкаф для складывания инструментов и материалов и холодильник. В полевых условиях для временного хранения продукции необходимы сумки-холодильники или термосы и лед.

При сборе маточного молочка соблюдают правила санитарии и гигиены: работу выполняют в белых чистых халатах, шапочках, а также в марлевых повязках (на рот и нос); стол покрывают чистой клеенкой; посуду для молочка и инструменты, контактирующие с ним, моют, высушивают и дезинфицируют спиртом; полы моют ежедневно после окончания работы; перед сбором молочка руки моют с мылом и протирают ватным тампоном, смоченным спиртом; в комнату запрещается вход посторонним лицам. Работникам, занятым сбором молочка, необходимо пройти медицинский осмотр.

Технология сбора маточного молочка включает следующие операции: подготовка семей-воспитательниц, прививка личинок в искусственные мисочки из воска, регулярный отбор маточников с молочком и раздача в тот же день новых привитых личинок в семьи-воспитательницы, отбор молочка из маточников в специальную посуду, систематический уход за пчелиными семьями.

Специальные рамки с мисочками изготовляют заблаговременно. На 4 или 5 горизонтальных планках с нижней стороны закрепляют растопленным воском искусственные мисочки по 15-25 шт. на каждой (рис. 80).

Рамка с маточниками для отбора маточного молочка

Рис. 80. Рамка с маточниками для отбора маточного молочка.

Высокопродуктивным семьям в одной рамке можно дать до 100 мисочек с личинками. Планки делают съемными и подвижными, вращающимися на гвоздях, благодаря чему удобно прививать личинок и отбирать маточное молочко. Для улучшения теплового режима в гнезде семьи-воспитательницы предложено использовать зауженную рамку, ширина нижнего и верхнего брусков и всех планок которой составляет 10 мм. На каждую семью-воспитательницу необходимо иметь по 2-3 такие рамки. Мисочки изготовляют из высококачественного воска.

Для первых личинок донышко увлажняют капелькой молочка, чтобы пчелы лучше их приняли. Целесообразно рамки со свежими мисочками дать семьям для освоения на день или полдня. При повторной прививке личинок лишь некоторые мисочки, которые случайно разрушились или разгрызены пчелами, требуют обновления.

Применяются два способа подготовки семей-воспитательниц к сбору молочка: при полном сиротстве, когда матку отбирают в сформировавшийся отводок; с условным разделением ее на две части, одна из которых, хотя и остается без матки, но ее пчелы могут «общаться» через решетку в перегородке улья.

При неполном сиротстве в нижней части перегородки оставляют 2 ряда отверстий разделительной решетки. Улей-лежак разделяют ею против летка так, чтобы большая часть оставалась для семьи-воспитательницы. В меньшее отделение переносится матка и ставятся 3 пустых сота для откладывания яиц и один с кормом (около перегородки). С другой стороны создается буферная зона из нескольких кормовых рамок, а дальше за ними размещается расплод. Посредине гнезда семьи-воспитательницы оставляют пустые места для двух рамок, через день сюда дают личинок для кормления молочком. Между ними в обе стороны ставят соты с открытым расплодом, который привлекает многих пчел-кормилиц.

Самый большой запас молочка, как уже говорилось, образуется вокруг личинок в возрасте 4 дней. Перед запечатыванием маточников его становится меньше, поскольку личинки взрослеют и потребляют больше корма. Поэтому технология сбора молочка предусматривает прививку самых молодых личинок - не более 12-24 час и отбор маточников через 3 дня. На протяжении 2 дней гнездо семьи-воспитательницы не открывают и дают корм в верхние кормушки. Периодически на 3-й или 6-й день матке подставляют пустой сот для засева, перенося рамку с молодым расплодом в семью-воспитательницу.

В результате ежедневной подкормки в ее гнезде создается запас меда, который следует забрать запечатанным и использовать потом при формировании гнезда на зиму. При такой технологии в теплую летнюю погоду семьи длительное время могут давать молочко, поскольку перестановкой рамок обеспечивается обновление состава кормилиц и нормальная функция отделенной матки. В течение 2 месяцев от семьи отбирают 400 г ценной продукции. Этот способ в условиях длительного теплого лета эффективен при сборе молочка на товарные цели.

При полном сиротстве семью-воспитательницу можно использовать 3 недели. Матку от семьи отбирают в отводок (полное сиротство), а гнездо сокращают в соответствии с количеством пчел. Через 5-6 часов в центр гнезда ставят рамки с привитыми личинками. Регулярно через 3 дня отбирают молочко и повторно прививают личинок. Через каждые 6 дней воспитательницу усиливают печатным расплодом от резервных семей.

Технология сбора молочка от семей, содержащихся в многокорпусных ульях, почти такая же, кроме подготовки гнезда. Его разделяют на 2 части горизонтальной перегородкой между двумя корпусами. Матку все время содержат в нижнем корпусе, где размещают 1-2 сота с медом и пергой, 2 пустых для засева, один с открытым расплодом. В период взятка свободный простор заполняют пустыми сотами. Над перегородкой в верхнем корпусе посредине оставляют место для рамки с мисочками, а с обеих сторон ставят по одному соту с открытым расплодом, далее по 1-2 сота с печатным расплодом и около стенок - медоперговые. В каждом корпусе открывают леток, желательно в противоположных направлениях. Через каждые 12-15 дней в процессе извлечения молочка корпусы меняют местами, но матку всегда оставляют внизу.

Длительное использование семей-воспитательниц без пополнения их молодыми пчелами нецелесообразно. По данным Украинской сельскохозяйственной академии, извлечение молочка в течение 2 месяцев снижает их продуктивность после 25-дневного использования. Доказано, что сбор молочка уменьшается не только в связи с уменьшением количества принятых на воспитание личинок, но и вследствие недостаточного заполнения маточников. Так, в конце опытного периода через 7-8 недель пчелы отложили в маточники мало корма - выход молочка составлял 110-120 мг. В течение первых 20 дней выход молочка составил 200-250 мг в среднем на один маточник.

Данные исследований показывают, что в выделенных для сбора маточного молочка семьях-воспитательницах должны быть пчелы различного возраста. Извлечение молочка уменьшается не только из-за старения пчел, но и при формировании семей только из молодых нелетных пчел (без летных пчел на 12 % уменьшается количество принятых личинок и на 20 % - накопление молочка в маточниках).

Снижение продуктивности семей-воспитательниц объясняется также нарушением соотношения различных возрастных групп пчел, обеспечивающих поддержку жизненных процессов семьи в нормальном состоянии. И хотя со временем это соотношение восстанавливается, пчелам приходится выполнять для этого дополнительные функции, что перегружает их. В семьях без летных пчел на некоторое время прекращается поступление свежего корма - нектара и пыльцы, который является важным фактором выделения молочка. При формировании семей-воспитательниц без летных пчел летом при благоприятной погоде в ульях оставались особи в возрасте не старше 3-5 дней, которые еще не совершали ориентировочных облетов. Функция выделения у них молочка не развита или слабая, и это тоже снижает продуктивность такой семьи.

Именно на этих особенностях основываются приемы периодической подстановки в безматочные семьи-воспитательницы рамок с печатным расплодом, что способствует выравниванию соотношения между возрастными группами пчел. Наличие в гнезде семьи-воспитательницы открытого расплода поддерживает активное состояние желез, производящих корм для личинок, а это способствует повышению продуктивности семей по количеству полученного маточного молочка. Если длительное время в гнезде нет открытого расплода, функция выделительных желез у пчел угасает. Поэтому при формировании семей-воспитательниц для получения маточного молочка (а также для выведения маток) обязательно нужно оставлять в гнезде рамки с открытым расплодом.

Для выяснения зависимости выделения молочка в маточники от наличия расплода различного возраста в гнезде семьи-воспитательницы проведен следующий опыт с тремя группами пчелиных семей.

В первой (контрольной) группе семьи-воспитательницы формировались без образования отводков для сохранения маток. Забирая от них маток, в гнезде оставляли весь открытый и закрытый расплод. Во вторую группу входили семьи, в гнезде которых оставался только открытый расплод. Семьи третьей группы, наоборот, формировались только с закрытым печатным расплодом, то есть без открытых личинок и яиц. Другие условия были аналогичными.

Результаты учета показали, что в группе семей-воспитательниц только с открытым расплодом (печатный расплод отобран для формирования отводков с матками) сбор молочка уменьшился по сравнению с контрольными на 9,2 % . В третьей группе семей, где были отобраны открытый и закрытый расплоды, собрано 77,7 % молочка по сравнению с контролем. Эта разница свидетельствует о значительном уменьшении отладывания молочка в маточники.

Самое большое количество личинок (80-90 % ) принимают семьи в период подготовки к роению, когда в них много пчел-кормилиц, и во время нектарного и пыльцевого взятков. При отсутствии взятка семьи подкармливают сахарным сиропом (ежедневно по 500 г). Положительно влияет на выход молочка утепление и сокращение гнезд семей-воспитательнйц.

Большое значение для высокопродуктивного использования семей имеет техника прививки личинок в подготовленные мисочки. Их переносят специальным шпателем. Загнутый кончик шпателя подсовывают со стороны спины личинки так, чтобы не повредить ее кожу. В искусственной мисочке класть личинку нужно в центре донышка, отодвинув шпатель в противоположную сторону. Личинок берут из сотов какой-либо семьи. Для удобства выполнения работ ячейки с маленькими личинками необходимо срезать ножом на половину их высоты.

В процессе работы рейки с мисочками или рамки с ними содержат на соте ближе к ячейкам, из которых берут личинок. Сразу после окончания переноса личинок в мисочки одной рейки их переворачивают вверх дном и заворачивают в увлажненную ткань. В меру подготовки рейки с личинками ставят в гнезда боковых планок обыкновенных рамок и раздают семьям-воспитательницам. В стандартной рамке (435x300) их может поместиться 5, а в рамках многокорпусного улья - по 4. Длина реек одинакова, поэтому и количество мисочек в одном ряду одно и то же. При переносе в гнездо рамки с личинками защищают от ветра и солнца.

Через 72 ч. после раздачи личинок рамки с маточниками забирают в лабораторию для сбора молочка. Рейки из них вынимают и кладут на стол в удобном месте. Верхушки не запечатанных маточников срезают почти над уровнем молочка, потом шпателем выбрасывают личинки и начинают собирать молочко в основном вручную стеклянными лопаточками. Для ускорения и облегчения этой работы можно использовать прибор, состоящий из сборщика специальной конструкции, приемной посуды и вакуум-насоса. Молочко поступает в стерильную посуду емкостью 75 см3 или немного больше.

Сборщик изготовляют из двух стеклянных трубок, одна из которых приспособлена для сбора молочка из маточников и имеет воронкообразное расширение на конце. Сборщиком такой конструкции молочко быстро выбирают без потерь остатков на дне и стенках маточников. При этом молочко не засоряется восковыми частичками. Во время работы сборщик плотно зажат в горловине приемной посуды и соединен резиновой трубкой с вакуум-насосом. Маточное молочко герметически закрывают и отправляют на переработку. Продукцию фильтруют через ситечко из шелковых или тонких пластмассовых ниток на месте сбора или сдачи, чтобы отделить от молочка кусочки воска, кожицы личинок, другие примеси.

Хранение и использование молочка. Собранное молочко хранят в герметически закрытых флаконах из темного стекла при температуре от 0 до 4 °С в сухом и темном месте. Крышечку предварительно обрабатывают растопленным воском. Герметизируют флаконы тоже с помощью воска. Если не позволяют условия пасеки пользоваться холодильником, для временного хранения (5-7 дней) до отправки на предприятие заказчик должен пользоваться льдом, термосами или бидоном с теплоизоляцией.

Для хранения в домашних условиях молочко во время сбора рекомендуется фасовать небольшими порциями в небольшие флаконы или пробирки, герметически закрыть и оставить в холодильнике. При соблюдении необходимых условий свойства молочка и его терапевтическое действие не снижается на протяжении года.

Для сохранения лечебно-профилактических свойств молочка изготовляют его спиртовую эмульсию (10 г молочка на 90 г спирта). Продлевает период его хранения высушивание способом лифолизации в герметически закрытой посуде без света (до 1-2 лет даже при комнатной температуре). В домашних условиях практикуют смешивание молочка с медом (Н. П. Иойриш). Фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность производит из свежего молочка таблетки, пилюли, мази, кремы и др.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru