Учебное пособие

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА

       

2.3.2. Равновесие

Условие зрительной устойчивости композиции – уравновешенность. Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием форм деталей, цветом и пластикой.

Уравновешенность частей в картине – первостепенное требование композиционного построения – означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

Рассматривая композицию, человек непроизвольно оценивает степень устойчивости такой конструкции в поле тяжести. Гармоничными воспринимаются конструкции, которые будут устойчивыми, неустойчивые конструкции вызывают ощущение дискомфорта.

Равновесие формы — состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой, — вызывает ощущение покоя и уверенности. Равновесие безусловно в композициях с вертикальной осью симметрии (рис. 46 а). Более сложным и интересным способом оно достигается при асимметричной компоновке элементов (рис 46 б).

Рис. 46.
Равновесие в сииметричных (а) и ассиметричных (б) композициях

Композиционное равновесие может быть устойчивым, статичным (рис. 47 а), или отличаться внутренней динамикой (рис. 47 б)

Рис. 47.
Уравновешенные композиции

Яркое цветовое пятно способно нарушить равновесие любой композиции. О восприятии цвета говорилось выше, но здесь стоит напомнить, что яркие насыщенные тона кажутся тяжелее светлых и прозрачных, достичь равновесия в этом случае можно за счет изменения формы и размера объектов.

В гл. 1.4 уже говорилось, что чем ближе к максимуму спектральной чувствительности глаза расположен цвет, тем выше его влияние на общую композицию. Другими словами, зеленый, желтый цвета кажутся тяжелее других. Поэтому, чтобы уравновесить желтый или зеленый цвет, например, синим, синего надо взять больше.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru