|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебное пособие ОСНОВЫ ДИЗАЙНА2.2.3. В мире тенейИгра света и тени, оказывая решающее влияние на восприятие, усиливает объемнопространственную композицию и эффект перспективы. Построение теней на графических изображениях придает изображению большую объемность и наглядность. Различают два типа освещения: естественное (солнечное) и искусственное (центральное). При солнечном освещении принимается, что лучи света параллельны, при центральном - лучи света исходят из одной точки (рис. 43).
Рис. 43. Приведем и проиллюстрируем некоторые термины и определения (рис. 44):
Рис. 44. собственная тень непрозрачного тела — часть его поверхности, не освещенная источником света; падающая тень - часть поверхности, на которую упала тень от непрозрачного тела; контур собственной тени - граница между освещенной частью поверхности предмета и частью, находящейся в собственной тени; рефлекс (лат. "отражение") - оттенок, наблюдаемый на поверхности предмета, если на это место падает отраженный свет, который соответствующим образом "окрашивает". Например, на предмете, поставленном рядом с красной материей, будет наблюдаться красноватый рефлекс. Заметим, что рефлекс на поверхности предмета не всегда будет совпадать с цветом объекта, от которого отражается свет: все зависит от того, насколько интенсивно цвет предмета поглощает лучи-рефлексы. так, рефлекс от красной материи может иметь зеленоватый оттенок. рефлексы, полученные "с воздуха", называются воздушными, с земли — земными; блик (нем. "взгляд") — световое пятно на поверхности освещенного предмета в месте отражения источника света. В архитектуре тени изображают с помощью точных расчетов и геометрических построений. По специальным правилам строятся падающие тени в нишах и на фасадах, тени от колонн и пирамид. В живописи и в дизайне допускается свободная, произвольная передача теней — достаточно руководствоваться соображениями здравого смысла и критериями эстетики. Тем не менее, следует учитывать положение источника освещения и направление света, а также принимать во внимание следующее:
Рис. 45.
|
|
|