Учебник для 4 класса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

       

Екатерина Великая

Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая (правила с 1762 по 1796 год). Так же как и Петра, её называли Великой.

Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием. Прекрасно образованная, императрица вела переписку с умнейшими людьми своего времени. У Екатерины был редкий дар выбирать себе помощников и советников. Её время знаменито славными военачальниками и выдающимися государственными деятелями.

Страна нуждалась в образованных людях. В городах по приказу императрицы появились народные училища. Воспитательный дом — приют для сирот и детей бедняков — был открыт в Москве.

Работа с исторической картой

  1. Найдите на карте (см. предыдущие уроки) территорию и границу России в конце XVIII века.
  2. Какие сведения сообщает карта об экономике России в конце XVIII века?

Выберите для работы в группе одну из тем: «Путешествие в Петербург», «Дворяне и крепостные крестьяне», «Знаменитые военачальники». Познакомьтесь с ними по учебнику. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.

Путешествие в Петербург

Самым многолюдным городом России был Санкт-Петербург, который с каждым годом становился всё красивее. По велению императрицы на одной из главных площадей столицы — Сенатской — вознёсся Медный всадник — памятник Петру Великому. Он стал одним из символов города. В каменные набережные оделась Нева. Строились мосты через реки и каналы.

В середине XVIII века в Петербурге на набережной Невы был возведён Зимний дворец. В дни больших балов вся площадь перед дворцом была запружена каретами. Толпы народа собирались поглядеть на платья дам и костюмы кавалеров, усыпанные драгоценными камнями.

И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи: Петергоф, Царское Село, Стрельна, Ораниенбаум и другие.

Дворяне и крепостные крестьяне

Поддержкой и опорой российских государей всегда были дворяне1. И Екатерина Вторая управляла государством прежде всего при помощи приближённых дворян. Дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян2.

Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.

Крестьяне бежали на новые необжитые места — на Дон, в Сибирь. Казак Емельян Пугачёв поднял крестьян на восстание (найдите на карте район восстания). Но силы были неравными. Войска разгромили восставших.

Знаменитые военачальники

В царствование Петра Россия получила выход к Балтийскому морю. При Екатерине она утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей.

В это время России пришлось вести войны с Турцией. Блестящие победы одержали полководец Александр Васильевич Суворов и флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков. Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте. Книга А. В. Суворова «Наука побеждать» стала солдатской памяткой на долгие годы.

В 1790 году Ф. Ф. Ушаков стал командующим Черноморским флотом. В нескольких сражениях русский флот разгромил турецкий.

В том же году Суворов одержал одну из своих знаменитых побед. Была взята крепость Из-майл. Эта турецкая крепость на Дунае считалась неприступной твердыней.

Комендант крепости Мехмет-паша поклялся умереть, но крепость не сдавать. Суворов действовал, как всегда, решительно. Приготовления к штурму длились всего шесть дней.

Недалеко от крепости построили крепостной вал и ров, подобные укреплениям Измаила. Началась подготовка — солдаты учились преодолевать заграждения. Всё это время Суворов был среди солдат.

Когда всё было готово к штурму, Суворов послал коменданту крепости письмо с предложением сдаться. Последовал отказ: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечёт в другую сторону, чем сдастся Измаил».

В один из декабрьских дней на рассвете заговорили русские орудия. Обстрел Измаила продолжался весь день и всю ночь.

Вдруг ночную мглу озарил залп ракеты. Это был сигнал к штурму. Войска пошли на приступ. Когда рассвело, крепостной вал был в руках русских. Яростные схватки начались на улицах города. Лишь к 4 часам дня бой затих.

В Петербург императрице Суворов сообщил об одержанной победе: «Гордый Измаил у ног Вашего Величества».

Обсудим!

  1. Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?
  2. Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой? Выскажите своё мнение о ней.

Проверь себя

  1. Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?
  2. Какие перемены произошли в России в период правления Екатерины Второй?
  3. Почему Екатерина особо заботилась об украшении Петербурга?
  4. Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков? 5. Что ты знаешь о жизни дворян и крепостных крестьян?

Под управлением императрицы Екатерины Второй Россия стала ещё более сильным государством, чем прежде, утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей. Население России различалось по своим правам. Самая тяжёлая участь выпала на долю крепостных крестьян.

Задания для домашней работы

  1. Расскажи о Петербурге времён Екатерины Великой от имени его жителя: а) иностранцу; б) гостю из другого русского города.
  2. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие по загородным дворцам императорской семьи.
  3. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь рассказ-биографию А. В. Суворова или Ф. Ф. Ушакова.

На следующем уроке

Узнаем о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году. Осознаем, почему война 1812 го- 4 да называется Отечественной и в чём значение этого события в истории России.

Вспомни, почему мы гордимся К. Мининым и Д. Пожарским.


1 Дворяне — люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Дворяне могли владеть землями и деревнями с крепостными крестьянами (поместьями). Тогда их называли помещиками.

2 Крепостные крестьяне — крестьяне, «прикреплённые» к своим владельцам, то есть господин имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru