Учебник для 4 класса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

       

Страницы всемирной истории

Изучая этот раздел, мы будем учиться:

  • узнавать, как учёные изучают жизнь людей в разные исторические времена, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  • распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них;
  • показывать с помощью глобуса, как человек открывал планету Земля;
  • описывать по иллюстрациям некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  • узнавать о занятиях и профессиях людей прошлого;
  • составлять словарь по теме, различать слова и выражения, относящиеся к истории.

Начало истории человечества

Узнаем, на какие эпохи учёные делят историю человечества. Выясним, какие свидетельства о первобытных людях сохранились. Проследим, как постепенно менялась жизнь первобытных людей.

Вспомни, что такое археология, исторический источник.

Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох. Они называются так: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.

Первой и самой долгой была первобытная история. Людей, которые тогда жили, называют первобытными. Большинство учёных считают, что древнейшие люди появились около двух с половиной миллионов лет назад.

Следы их жизни археологи находят в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятными для первобытного человека: жаркий климат, много съедобных кореньев и плодов.

Первобытные люди жили сообща, группами. Они научились делать из камня простейшие орудия труда. Их остатки находят археологи.

Величайшим помощником человека стал огонь. Сначала его брали на лесных пожарищах и бережно хранили, затем научились добывать.

Так выглядел человек, живший около миллиона лет назад ( 1). А когда появились люди, по своему облику похожие на современного человека (2 )? Произошло это примерно 40 тысяч лет назад.

Удивительно, что уже тысячи лет назад существовало искусство. Древнейшие изображения животных — быков, лошадей, мамонтов — обнаружены в Испании, во Франции, в России.

Первобытная история длилась сотни тысяч лет. К её концу жизнь людей изменилась. Разнообразными стали занятия: сбор плодов, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Люди научились строить прочные дома, делать орудия из металла, шить одежду из ткани, изготавливать глиняную посуду и др.

Многие из изобретений первобытных людей (конечно, в более совершенном виде) дошли до наших дней: топор, молоток, игла, шило. Человек научился не только пользоваться дарами природы, но и производить необходимое для жизни.

Обсудим!

  1. Какие трудности испытывают учёные при изучении жизни первобытных людей?
  2. Почему первобытные художники рисовали животных?
  3. Какую роль в жизни первобытного человека играл огонь?

Проверь себя

  1. На какие эпохи учёные делят историю человечества?
  2. Какая эпоха в истории была самой долгой?
  3. Опиши по иллюстрациям изменения во внешнем облике первобытных людей.

История первобытного мира — самая длительная эпоха в истории человечества. Сложный и долгий путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: первобытные люди.
  2. Попробуй в картинках изобразить занятия первобытных людей.
  3. В краеведческом музее посети отдел, посвящённый жизни первобытных людей. Рассмотри находки археологов и расскажи о них на уроке.

На следующем уроке

Узнаем о некоторых древних государствах, городах, сооружениях. Осознаем, в чём значение изобретения письменности. Сравним источники по истории первобытности и по истории Древнего мира.

Вспомни, что тебе известно о пирамидах Древнего Египта. Какой счёт лет был у древних египтян и у древних римлян?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru