Учебник для 3 класса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

       

Эта удивительная природа

Изучая этот раздел, мы будем учиться:

  • различать тела, вещества, частицы; описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью
  • опытов свойства воздуха,
  • воды, состав почвы;
  • моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать растения и животных;
  • обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений.

Тела, вещества, частицы

Узнаем, что такое тела, вещества, частицы. Будем учиться классифицировать тела и вещества, выдвигать предположения (гипотезы) и доказывать их, изображать частицы с помощью моделей.

Вспомни, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают.

Тела

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Камень, кусок сахара, дерево, птица, проволока — это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами.

  • Рассмотри схему. На какие две группы можно разделить тела? Приведи примеры тел каждой группы.

Вещества

Тела состоят из веществ. Кусок сахара — тело, а сам сахар — вещество. Алюминиевая проволока — тело, алюминий — вещество.

Есть тела, которые образованы не одним, а несколькими или многими веществами. Очень сложный состав имеют живые тела. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека.

Итак, веществами называют то, из чего состоят тела.

Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Сахар, алюминий — примеры твёрдых веществ. Вода — жидкое вещество. Воздух состоит из нескольких газообразных веществ (газов).

Частицы

Проделаем опыт. Возьмём тело, образованное одним веществом, — кусочек сахара. Опустим его в стакан с водой, помешаем. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым. Попробуем жидкость на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же мы не видим его? Выскажите предположение. Проверьте себя по тексту учебника.

Кусочек сахара распался на мельчайшие, не видимые глазом частицы, из которых он состоял (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды.

Этот опыт доказывает, что вещества, а значит, и тела состоят из частиц.

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.

Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких побольше, в газах ещё больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся.

Частицы можно изобразить с помощью моделей, например пластилиновых шариков.

  1. Проверьте с помощью учебника, верны ли приведённые ниже утверждения.
    • Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
    • Вещества — это то, из чего состоят тела.
  2. Выберите из списка сначала тела, потом вещества. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (3).

    Подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень.

  3. Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде.
  4. Изобразите с помощью моделей расположение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах.

Проверь себя

  1. Что называют телами? Приведи примеры.
  2. Что такое вещества? Приведи примеры.
  3. Из чего состоят вещества? Как это доказать?
  4. Что ты можешь рассказать о частицах?

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела состоят из веществ. Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц.

Задания для домашней работы

Запиши в словарик: тело, вещество, частица.

Странички для любознательных

Молекулы и атомы

Ещё в глубокой древности учёные высказывали мысль о том, что тела состоят из не видимых глазом частиц. Этим они объясняли многие природные явления. Почему, например, высыхает намокшая одежда? Потому что с неё улетают частички воды, которые мы не видим.

Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) считал, что невидимые частицы бывают сложными и простыми.

Сложные частицы состоят из простых. Одни и те же простые частицы, по-разному соединяясь, могут образовывать разные сложные частицы. Этим М. В. Ломоносов объяснял разнообразие веществ в природе. Позже учёные сложные частицы назвали молекулами, а простые — атомами.

На следующем уроке

Узнаем, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком. Будем учиться описывать вещества по плану, исследовать их с помощью опытов.

Вспомни, какие вещества ты знаешь.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru