>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебное пособие ОХРАНА ТРУДАПсихофизиологические основы безопасности трудаОсновные термины и определенияПсихофизические основы безопасности базируются на психологии и физиологии человека. Психофизиология безопасности труда основывается на таких науках, как физиология труда, инженерная психология, эргономика и т.д. На современных производствах проблемы безопасности и травматизма не всегда можно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90% случаев в зависимости от вида трудовой деятельности) часто лежат организационнопсихологические причины, а не инженерно-технические разработки.
Физиология труда изучает изменения, происходящие в организме работающего под влиянием трудового процесса и внешней среды. На основе такого изучения создаются рациональные трудовые приемы, обеспечивающие сохранение работоспособности, предупреждение утомления, повышение производительности труда. Физиология труда тесно связана с психологией труда. Психология труда занимается вопросами оценки профессиональной пригодности работника, рационализации рабочей обстановки и рабочих мест, методов труда и обучения, взаимоотношений между людьми в процессе труда и др. Она связана с гигиеной труда, врачебно-трудовой экспертизой, педагогикой и другими науками. Психологические состояния человека в процессе трудовой деятельности можно подразделить на:
В условиях современного производства особое значение приобретает эмоциональное самочувствие человека в процессе труда. Оно определяется соответствием выполняемой работы способностям и склонностям человека, содержанием, разнообразием и тяжестью работы, размером заработной платы, возможностью повышения квалификации, организацией труда, общественной престижностью данной профессии. Трудовая деятельность работников многих профессий протекает в обстановке постоянного и значительного нервно-психического напряжения, обусловленного высокой ответственностью за качество выполняемой работы и необходимостью строгого выполнения требований безопасности. Для таких работников очень важны быстрота реакции, скорость и устойчивость внимания, что требует специального профессионального отбора. В работе человека условными раздражителями являются вид и состояние предмета труда, определенные моменты в трудовом процессе, рефлексами — рабочие действия, направленные на предусмотренные инструкцией изменения предмета труда. Например, приближение заготовки по линии конвейера — это условное раздражение, а движение для взятия заготовки и дальнейшие с ней манипуляции — рефлекс. В процессе развития человека в нем выработались также и безусловные рефлексы, в частности реагирование на опасность в работе. Так, человек соответствующим образом реагирует на красный цвет (цвет опасности), звук сирены либо другого звукового сигнала. Эти особенности человеческого организма используются при устройстве различных систем сигнализации. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния. Психические процессы — основа психической деятельности, они различаются на познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и т.д.). Психические свойства — это качества личности (характер, темперамент). Качества личности устойчивы и постоянны. Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Психическое состояние человека — структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания. Чувства — субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Память — свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера. Установлено, что в среднем за первые 9 ч информация, которую помнит человек, уменьшается на 65%. Следовательно, для восполнения утраченной информации необходимо проводить инструктажи, обучение, тренинги и т.д. Внимание — направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности. Эмоции — переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают стенические (решимость, радость, воодушевление, азарт) и астенические (испуг, опасение, страх, ужас). Стенические эмоции побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы жизни человека. Астенические эмоции способствуют замыканию в себе, необоснованным переживаниям, отказу от преодоления препятствий. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека, что учитывается при допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных ситуации решений (летчики, авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производствами). Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием внешних воздействий. Настроение — общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Плохое настроение может являться причиной снижения трудоспособности, активности и может привести к возникновению опасных ситуаций. Человек, находящийся в эмоционально подавленном состоянии, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и опасных работ. Воля — форма психической активности человека, характеризующаяся регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений для достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессий, требующих быстрых, решительных и осознанных действий предпочтительно привлечение людей с сильной волей. Мотивация — совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Обеспечение безопасности является одним из важных мотивов поведения человека. Характер и темперамент человека, являясь основными психическими свойствами, играют важную роль организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Установлено, что меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник. При чрезмерных или запредельных формах психического напряжения происходят нарушения нормального психического состояния человека, что приводит к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности. Основные психологические причины травматизмаНарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить — в основе перечисленных факторов лежат психологические причины. Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов (рис. 2).
Рис. 2. Психологические причины возникновения опасных ситуаций
Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения. Для устранения причин мотивационной части необходимо осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности. Для устранения причин ориентировочной части — обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий. Для устранения причин исполнительской части — профессиональный отбор, периодические медицинские освидетельствования, особенно для сложных, ответственных и опасных видов трудовой деятельности. Установлено, что травматизм зависит также и от возраста работника. Наибольший уровень травматизма наблюдается у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 15...20 лет.
Наивысший уровень травматизма у молодых работников наблюдается в первый год работы и связан с профессиональной неопытностью, недостатком знаний, неумением правильно диагностировать возникающие нарушения и опасную ситуацию, отсутствием выработанных до автоматизма навыков и действий в опасной ситуации. Повышенный уровень травматизма у опытных работников связан с возрастным снижением психологических и физиологических функций человека (остроты зрения, быстроты реакции, координации движений, памяти и т.д.), а также с привыканием к опасности. Перечисленные психические и физические аспекты организации труда должны учитываться при разработке мероприятий по повышению безопасности труда, при отборе лиц для выполнения тех или иных видов трудовой деятельности, особенно если она связана с повышенной опасностью и ответственностью за жизнь и здоровье других людей. Сам человек при выборе профессии должен осознанно относиться к физическим и психическим особенностям своего организма, чертам своего характера, если его будущая профессия связана с риском для жизни.
|