Учебное пособие

ОХРАНА ТРУДА

       

Безопасность работ на строительной площадке

Разработка вопросов безопасности труда в проектной документации

Каждое строительство должно быть обеспечено проектной документацией по организации строительства и производству работ (ППР — проект производства работ, ПОС — проект организации строительства).

При отсутствии указанной организационно-технической документации производство строительно-монтажных работ (СМР) прекращается.

Проект организации строительства содержит:

  1. сводный календарный план застройки комплекса;
  2. строительный генеральный план;
  3. данные об объемах основных строительных, монтажных и специальных работ с распределением по очередям, пусковым комплексам, а также данные о потребности в материально-технических ресурсах и рабочих кадрах;
  4. ситуационный план площадки строительства с указанием существующей и проектной застройки, источников тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, подъездных дорог;
  5. пояснительную записку.

Разработка вышерассмотренных разделов ПОС включает решение целого ряда вопросов охраны труда. В основном это вопросы, касающиеся санитарно-бытового обслуживания рабочих, организации строительной площадки всего комплекса, ее освещения, расположения ведущих машин и механизмов, устройства складов и др. Инженерные решения по охране труда на этой стадии проектирования носят проектный, расчетный и организационный характер.

Важнейшей частью организационно-технической документации является ППР. Он включает следующие разделы:

  1. календарный план производства работ, устанавливающий последовательность и сроки выполнения работ;
  2. почасовой транспортно-монтажный график (при «монтаже с колес»);
  3. график поступления на объект строительных конструкций, деталей, материалов, оборудования и т.п.;
  4. график движения рабочих по профессии;
  5. строительный генеральный план;
  6. технологические карты на сложные работы и работы, выполняемые новыми методами, а на остальные работы — типовые технологические карты;
  7. рабочие чертежи временных зданий и сооружений, а также монтажной оснастки и приспособлений;
  8. пояснительная записка, содержащая необходимые обоснования принятых решений, потребность в материально-технических ресурсах и технико-экономических показателях.

Все разделы ППР в процессе их разработки должны включать и соответствующие решения по охране труда.

Вопросы технологии и организации выполнения конкретных СМР разрабатывают в технологических картах.

Инженерные решения по охране труда, разрабатываемые в технологических картах, должны учитывать местные условия и особенности выполнения работ.

В пояснительных записках и проектной документации по организации строительства и производству работ излагаются обоснования принятых проектных, расчетных и организационных решений по охране труда.

Технические решения по охране труда можно объединить в две группы: общеплощадочные и технологические.

К общеплощадочным относятся:

  1. организация санитарно-гигиенического и бытового обслуживания работающих на строительной площадке;
  2. выбор системы искусственного освещения стройплощадки, рабочих мест, проходов и проездов;
  3. обеспечение рабочих питьевой водой;
  4. ограждение опасных зон и защита каждого нижерасположенного рабочего места;
  5. устройство временных автодорог, обеспечивающих безопасность движения автотранспорта.

К технологическим относятся:

  1. разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность производства работ;
  2. отбор существующих устройств, оснастки и приспособлений для безопасного выполнения работ или разработка новых;
  3. мероприятия, обеспечивающие электробезопасность на стройплощадке;
  4. мероприятия по обеспечению безопасности и безвредности труда при использовании токсичных веществ;
  5. разработка дополнительных мер по обеспечению безопасного производства работ в зимних условиях;
  6. обеспечение безопасности и безвредности труда при одновременно проводимых работах несколькими организациями на одном строящемся объекте.

В процессе разработки ПОС и ППР вопросы охраны труда рассматриваются и согласовываются группой специалистов строительномонтажной организации (главный механик, главный энергетик, работники планового отдела, отдела труда и заработной платы, инженер по охране труда). После рассмотрения и согласования проектная документация передается на утверждение главному инженеру строительно-монтажной организации. После утверждения ПОС и ППР должны быть выданы линейным ИТР для ознакомления с планируемым строительством не позднее чем за 2 месяца до его начала.

Дороги

В соответствии со СНиП П1—4—80* до начала работ на строительной площадке должны быть сооружены подъездные пути и внутриплощадочные дороги, обеспечивающие свободный и безопасный доступ транспортных средств ко всем строящимся объектам, складским площадкам и помещениям.

Наиболее распространенными схемами дорог являются кольцевая и сквозная, которые позволяют избежать столкновения и скопления автотранспорта на строительной площадке, а также обеспечивают нормальный обзор участков дороги.

Безопасное движение транспорта на строительной площадке обеспечивают: рациональная схема движения транспорта, учитывающая пути движения рабочих; соблюдение размеров и типов дорожного полотна в зависимости от применяемых транспортных средств. Установка дорожных знаков и надписей; выполнение мероприятий по безопасному производству погрузочно-разгрузочных работ в зоне монтажных механизмов.

В кратчайшие сроки с наименьшей стоимостью могут быть построены грунтовые дороги. Однако более высокими по качеству являются дороги с гравийным и щебеночным покрытием, асфальтовые и цементобетонные.

В целях обеспечения безопасности движения транспорта за наименьшие расчетные видимости принимают: по направлению движения — 50 м, боковых (на перекрестках) — 35 м. Расстояние от края проезжей части автомобильной дороги на территории строительства должно быть не менее: до забора — 1,5 м, до оси железной дороги широкой колеи — 3,75 м, до оси железной дороги узкой колеи — 3 м.

Скорость движения автомобилей на территории строящихся объектов не должна превышать 10 км/ч, на поворотах — 5 км/ч.

При наличии на строительной площадке железнодорожных путей количество их пересечений с автомобильными дорогами должно быть минимальным, причем каждое пересечение (переезд) необходимо ограждать. Устройство переездов осуществляется по типовым чертежам. Как правило, автомобильная дорога должна пересекать железную дорогу под углом 90°, при хорошей видимости пересечение допускается под углом 60°.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru