Приемы дрессировки для специальных видов собак

       

Развитие у собаки активно-оборонительной реакции. Методика и техника дрессировки

Характер упражнений и последовательность их усложнения зависит от возраста собаки, степени ее подготовленности, условий содержания до начала дрессировки, преобладающей реакции поведения. Упражнение выполняют в следующем порядке: на выбранном участке местности, укрыв помощника, руководитель занятия дает команду дрессировщику поставить собаку на цепь, привязав к дереву (столбу) на высоте 1 м от земли так, чтобы при натяжении цепь оказалась выше туловища собаки и не попадала между ее конечностями. Цепь удерживают левой рукой вместе с поводком на расстоянии одного метра от ошейника в целях ослабления (смягчения) рывков собаки в сторону помощника (рис. 18).

Развитие активно-оборонительной реакции

Рис. 18. Развитие активно-оборонительной реакции

По установленному сигналу помощник осторожно выходит из-за укрытия, приближается к собаке, следя за ее поведением. Дрессировщик, показывая рукой в сторону помощника, произносит команду «Фас!». Активную реакцию собаки поощряет поглаживанием. Помощник, подойдя к собаке, совершает нападающие действия, ударяя прутом по земле и слегка по бокам собаки. Как только она достаточно возбудится, помощник убегает в укрытие. Дрессировщик: успокаивает собаку поглаживанием. Через 2—3 мин упражнение повторяют.

После выработки смелости у собаки, небоязни взмахов помощника прутом переходят к упражнениям по выработке хватки за тряпки, специальные рукава. С этой целью помощник, раздразнив собаку ударами прута по земле, делает взмах тряпкой над собакой или ударяет ее так, чтобы она смогла схватить тряпку. При слабой хватке помощник подтягивает тряпку к себе, пытаясь отнять ее. Если собака держит слишком крепко, бросает эту тряпку и как только собака освободится от нее, переключает собаку на другую тряпку. По сигналу дрессировщика помощник прекращает дразнение и убегает в укрытие. Упражнение заканчивается выгуливанием собаки.

Многократное повторение упражнений по развитию злобы с использованием тряпок быстро приводит к образованию нежелательной привычки. Поэтому если собака смело хватается за тряпки, не боится ударов прутом, отрабатываются упражнения по выработке крепкой хватки с перехватыванием за специальные рукава, собаку приучают к ведению борьбы с помощником путем стаскивания с него предметов специальной одежды с последующей хваткой за руки помощника.

Практикуются упражнения с привлечением двух помощников, нападающих на собаку одновременно и применяющих различные механические раздражители.

Злобу у щенков и собак с пассивно-оборонительной реакцией развивают групповыми упражнениями, используя способности собак к подражанию. При этом одна из собак в группе должна быть более злобной, чтобы ее действия побуждали других собак к злобной реакции на воздействия помощника. Следует учесть, что в группе должно быть не более 4—5 щенков или 2—3 взрослые собаки и дразнить их надо продолжать не более 2—3 минут. Иначе у собак развивается излишняя голосовая реакция (лай) и перевозбуждается нервная система.

Количество и характер упражнений по развитию злобы определяют исходя из индивидуальных особенностей собак — возраста, степени выраженности оборонительной реакции и податливости к дрессировке.

Со щенками упражнения рекомендуют проводить 2—3 раза ежедневно, а с собаками старше 6—8 мес, не имеющими достаточной злобы, на первых 4—5 занятиях надо проводить по 5—6 упражнений (по 2 сочетания каждый раз) с перерывами между упражнениями 5—10 минут. Продолжительность дразнения — 1—2 минуты. В последующем количество упражнений постепенно сокращается до 1 —2 раз на каждом занятии.

Собаку можно считать подготовленной для передачи на курс служебной дрессировки, если она не боится нападающего человека, смело и активно вступает с ним в борьбу, проявляя крепкую хватку с перехватыванием за руки помощника.

Возможные ошибки дрессировщика:

  • Применение помощником сильных механических раздражителей, вызывающих у собаки не злобу, а трусость.
  • Использование однообразной формы одежды.
  • Проведение занятий на однообразной местности, в одно и то же время суток.
  • Не следует забывать, что собака всегда должна быть победителем.

Выработка навыка. Вызвать у собак агрессию можно с помощью многих приемов: дразнить, нападая на собаку, пытаться отнять корм, убегать и прятаться, демонстрируя страх перед собакой. Разные собаки нуждаются в применении разных приемов: для одной — достаточно чужому человеку помахать перед мордой собаки тряпкой, чтобы она немедленно вцепилась в нее, для другой — необходимо долго и тщательно прятаться, выглядывать из-за укрытия, постукивая и издавая различные шорохи, делать неуверенные шаги в ее сторону и тут же убегать. Очень часто лучший результат дает применение комбинированных методов. Кроме того, выработку команды «Фас!» условно делят на два периода:

  • подготовка собаки к атаке, передача ей ощущения опасности, вызывающего настороженность (вспомогательная команда «Чужой!»);
  • выработка управляемой агрессии по отношению к человеку (основная команда «Фас!» или любое слово, междометие или жест, ее заменяющие).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru