Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

16.3. У истоков народной американской музыки

Каждый народ вносит в музыку свои национальные черты, отражая характер, особенности быта, нравы и традиции. Самобытна и оригинальна музыка народов Африки и Северной Америки, давшая развитие особому направлению музыкальной культуры — джазу. Истоки джаза следует искать в европейской и негритянской народной музыке, вывезенной рабами-невольниками на американский континент. Здесь ей суждено было дать совершенно неожиданные ростки, сформировавшие своеобразное искусство, подобного которому не было ни в одной другой точке земного шара.

Начиная с XVI века, музыка, песни и танцы различных народов Африки, отмеченные редкой и оригинальной красотой, стали проникать в Америку. Вплоть до середины XIX века эта музыка вообще не рассматривалась как искусство, напротив, она скрывалась и замалчивалась в глубоких слоях культуры США. Лишь после первой мировой войны началось её победоносное шествие по городам Америки и Европы. Если XX век вошёл в историю как век электричества и атомной энергии, то его с полным правом можно одновременно назвать и веком джаза. Этот важнейший пласт музыкальной культуры положил начало развитию современной популярной и развлекательной музыки.

Тамтам. Африка

Давайте обратимся к глубинным истокам джаза — африканской народной музыке. Какие характерные черты ей присущи? Самое главное в ней — это сложный ритм, создаваемый игрой на барабанах и других удар-но-шумовых инструментах: всякого рода погремушках, колокольчиках, кастаньетах, колотушках, палках и т. д. Слуху европейца порой трудно уловить особенности строения и тончайшие вариации такой музыки. Её кажущиеся «беспорядочный шум» и «невыносимое однообразие» всё же подчиняются определённым законам, главным из которых является полиритмия — одновременное сочетание двух или более различных ритмов.

Как же это осуществляется при непосредственном исполнении? Среди трёх или четырёх участников ансамбля есть ведущий исполнитель на барабане. Он выбирает определённый ритм, а другие (иногда в течение нескольких часов подряд) варьируют заданный ритм, противопоставляя ему свой ритмический рисунок. Задача каждого из исполнителей сводится к тому, чтобы не допустить повторов и совпадений в звучании инструментов и голосов вокальной группы. Хлопки в ладоши всех присутствующих объединяют возникающий диссонанс. Таким образом, при исполнении африканской музыки нет разделения на актёров и слушателей: обычно все участвуют в этом процессе.

Европейская и африканская народная музыка с её ритмической чёткостью и коллективной импровизацией составляет основу американской джазовой музыки. Если раньше композитор записывал музыку на бумаге, а музыканты стремились к более точному её воспроизведению, то для джазовой композиции выбирается определённая изначальная тема. Такой темой может служить популярная песенка или блюз, которые в процессе игры обрастают новыми вариациями, имеющими довольно мало сходства с оригиналом.

Основу джазовых композиций составляют спиричуэле (духовные песнопения негров на тексты Ветхого Завета), блюзы (развлекательная музыка, исполняемая бродячими музыкантами о нелёгкой жизни негров) и рэгтайм (фортепианная танцевальная музыка).

Трогательно-проникновенные религиозные напевы спиричуэле стали известны лишь к концу XIX века, когда во время научной экспедиции, изучающей быт чернокожих рабов на юге Америки, были записаны народные песни, поразившие своей мелодичностью и одухотворённой красотой. Через некоторое время эти песни впервые прозвучали на концертной эстраде и имели сенсационный успех. Содержание спиричуэле было связано с библейскими сюжетами и образами, в текстах духовных песнопений часто обращались к Богу и пророкам. Но нередко в них включали рассказы о нелёгкой повседневной жизни.

Многие известные композиторы использовали традиции спиричуэле при создании своих произведений. Замечательное воплощение находят они в опере американского композитора Дж. Гершвина (1898-1937) «Порги и Бесс», проникнутой глубоким сочувствием к негритянской бедноте и любовью к их музыке.

Основу многих джазовых композиций составляет блюз, сложившийся в 10-20-е годы XX столетия. Классический блюз представляет собой меланхолические песни, исполняемые в сопровождении музыкальных инструментов. (Первоначально одним-двумя певцами под аккомпанемент гитары, губной гармошки или банджо — струнного щипкового инструмента.)

Большое значение в блюзе имеет поэтический текст, посвящённый теме страдания или несчастливой любви человека, затерянного в равнодушном мире. Блюзовые «сцены», проникнутые юмором, самоиронией и оптимизмом, несмотря на общее печальное, меланхолическое настроение, разворачиваются на фоне хлопковых полей и болот, рабочих лагерей и тюрем. Эта музыкальная форма состоит из трёх строчек: первая повторяется дважды, а третья содержит логический вывод из предыдущих. Приведём в качестве примера такой блюз:

Моя крошка убежала от меня с Биллом в Луизиану.

(Утверждение.)

О да, она смылась от меня с этим Биллом.

(Вариация первого предложения.)

Ну и чёрт с ней, найду себе другую крошку.

(Логический вывод.)

Блюзовые мелодии нашли воплощение в сочинениях многих композиторов: М. Равеля (соната для скрипки и фортепиано, так называемая «блюзовая соната»), Дж. Гершвина («Рапсодия в блюзовых тонах»), Вила Лобоса («Бразильские бахианы») и др.

На пороге XX века родился регтайм, в дальнейшем пробивший себе путь на эстрады всего мира. Это была развлекательная танцевальная музыка, предназначенная для исполнения на фортепиано. Она сочинялась автором и не предусматривала никакой импровизации. (Кстати, в те годы фортепиано было одним из самых распространённых и общедоступных музыкальных инструментов.) Фортепиано стало самым популярным средством развлечения американцев, принадлежащих к различным сословиям: от светских дам до конторских служащих, от жителей западных ранчо до обитателей тесных городских районов.

Спустя некоторое время мотивы и ритмы регтайма стали звучать в сопровождении духовых оркестров, особенно любимых в Америке. Классический регтайм очень прост, он восходит к бытовой американской музыке конца XIX века, главным образом, к маршу для духовых оркестров, к польке, кадрили и др. Его простонародное звучание, ироническая и комедийная направленность использовались в джазовой музыке.

О. Дикс. Большой город

Популярные мелодии регтайма получили дальнейшее развитие в творчестве К. Дебюсси («Кукольный кукуок из «Детского уголка»), М. Равеля (опера «Дитя и волшебство»), И. Стравинского («Регтайм» и «История солдата»).

В настоящее время джаз включает в себя огромное количество стилей и многообразных направлений.

Говоря об истоках народной американской музыки, нельзя не упомянуть музыку в стиле кантри, восходящую к сельскому фольклору США. Этот уникальный жанр развился на основе англо-ирландских народных песен, которые более двухсот лет назад были привезены колонистами на американский континент. В 20-е годы XX столетия музыка в стиле кантри приобрела особую известность и широкую популярность (в том числе и благодаря кино). Для неё характерны простота и естественность, откровенное обращение к чувствам человека. Она, как отмечал один из исследователей, «не стесняется сентиментальности и ценит искренность выше, чем утончённость». Не случайно песни кантри называют «песнями души».

Народные песни в стиле кантри первоначально исполнялись без всякого музыкального аккомпанемента, одним певцом, в высоком тембре звучания и в нос. Позднее такое пение стали сопровождать скрипка и цимбалы (многострунный ударный инструмент), а затем банджо.

В 30-е годы на исполнение в стиле кантри оказала большое влияние музыка «вестерн», созданная охотниками, ковбоями и шахтёрами. В ней прославляется дикая, первозданная природа, её главным героем становится мужественный и находчивый ковбой. А в начале 50-х годов на основе романтической музыки кантри, «вестерн» и ритмов блюза родился рок-н-ролл. Творчество Элвиса Пресли — популярного исполнителя такой музыки, способствовало её дальнейшему развитию.

Тем не менее музыке в стиле кантри не суждено было исчезнуть, напротив, к началу 60-х годов она пользовалась неизменным успехом и продолжала развивать свои лучшие традиции. Конечно, во многом изменился её характер, добавились и новые музыкальные инструменты: струнные, духовые, ритм-гитара, гавайская гитара. Изменился и характер её исполнения: по цимбалам ударяли молоточком, защипывая пальцами струны и извлекая более мягкий звук. Прочно утвердился и стереотип исполнителя песен — «парня с холмов» (хиллбилли), простого деревенского парня, заросшего недельной щетиной, в сатиновой рубашке без воротничка, в никогда не глаженных брюках, висящих на одной подтяжке, с соломинками в волосах.

Интерес к народной музыке в стиле кантри не ослабевает и в настоящее время. Стало хорошей традицией устраивать песенные конкурсы и фестивали не только в Америке, но и в других странах мира, в том числе и у нас в России.

Варианты заданий для самостоятельной работы

  1. Если вам приходилось слушать духовную музыку в храме, какое впечатление она произвела на вас? Послушайте духовную органную музыку католической церкви. Что отличает её от более привычной нам музыки православного храма?
  2. Что вам известно о церковных песнопениях на Руси? Каковы их характерные особенности и отличительные признаки? Послушайте некоторые из названных сочинений Д. Бортнянского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, П. Чайковского, С. Рахманинова. Каковы ваши впечатления от прослушанной музыки?
  3. Расскажите об особенностях культовой музыки ислама. Почему можно говорить о театральности ритуальной церемонии азана? Какие разновидности культовой музыки ислама вам известны?
  4. Послушайте культовую буддийскую музыку. Что, по-вашему, в особенности отличает её? Какие музыкальные инструменты сопровождают её исполнение?
  5. Насколько справедливо утверждение о том, что в песне выражается душа народа? Каково ваше личное мнение? Что вы могли бы рассказать о многообразии жанров русской народной песни? Какие из них вам особенно нравятся и почему?
  6. Что вам известно об истоках народной американской музыки? Расскажите о рождении джаза и послушайте некоторые из известных джазовых композиций. Интересна ли вам подобная музыка? Какие черты характерны для музыки в стиле кантри?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru