Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

13.2. Религиозные праздники и обряды народов мира

Древняя летопись рассказывает о том, как однажды киевский князь Владимир (?—1015) собрал бояр и старцев на совет и спросил их о том, чья вера лучше: магометан, иудеев, католиков или греков. «Государь! — сказали бояре и старцы. — Всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется божеству». Великий князь Владимир отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Посетив множество городов и стран, наконец, прибыли они в столицу Византии Константинополь и пошли в Софийскую церковь, где сам патриарх, облачённый в священные ризы, совершал литургию. И замерли они от красоты увиденной.

«Великолепие храма, присутствие всего духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется...» (Н.М. Карамзин «История государства Российского»).

Возвратились в Киев послы и с восторгом рассказали князю об увиденном:

«Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной».

С тех пор прошло много лет, давно уже князь Владимир крестил Русь, но великолепие церковного богослужения, пышность обрядов сохраняются до нашего времени. А много ли мы знаем о них сегодня?

Христианское богослужение вбирает в себя двухтысячелетний опыт, накопленный православной и католической церковью. Православное богослужение, которого придерживается русская церковь, имеет давние традиции и особый порядок их проведения.

Церковная служба сродни театральному действу, а потому она являет собой синтез многих искусств, идеал гармонии и красоты. Немаловажную роль в ней играют внутреннее убранство храма (иконы, фресковые росписи на стенах, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны, а главное — Слово молитвы, обращённое к Богу. Всё призвано служить не только эстетическому наслаждению, но и нравственному, духовному преображению человека. Существенное влияние на церковную службу оказывают и традиции национальной культуры. Так, например, в Центральной Африке она сопровождается звуками тамтама, в Эфиопии сохранился древний обычай ритуальных танцев священников, а в Индии в богослужение включён обряд принесения в дар цветов и т. д.

В православном богослужении различают три основных «круга времени»: дневной (суточный), недельный (седмичный) и годовой. Церковный день начинается с вечера, когда на небе восходит первая звезда, напоминающая христианам Вифлеемскую звезду, осветившую рождение Спасителя. Вот почему первое богослужение дня называется вечерней, которая состоит из чтения библейских псалмов и гимнов, благодарящих Бога за прошедший день. Священник с кадилом обходит храм и наполняет его благоуханием ладана. Это действие символизирует молитву, поднимающуюся к небесам, где незримо пребывает Бог. В древности вечерня соединялась с другими молитвами и продолжалась до самого утра. Отсюда и её название — всенощное бдение. Сейчас обычай ночной службы сохраняется только в монастырях или совершается накануне церковных праздников.

В утренние часы исполняется так называемая утреня, посвящённая встрече Мессии. В храме гасится свет и читаются шесть псалмов, в которых часто звучит слово «аллилуйя», то есть «хвалите Господа». Во время утрени священник ставит елеем на лбу каждого верующего знак креста — символ любви Господа к людям, а затем исполняется евангельский гимн «Песнь Богородицы », состоящий из пророчеств о рождении Спасителя от Девы Марии.

Основой дневного богослужения является литургия, состоящая их трёх частей: проскомидии (от греч. — «принесение»), литургии оглашенных (то есть оглашаемых, научаемых верой) и литургии верных. Для проскомидии приготовляют Святые Дары — хлеб (просфору) и вино для совершения Евхаристии, то есть причастия человека к вечной жизни. В литургии оглашенных верующие просят у Бога спасения души, мира, благоприятной погоды, плодородия земли. Во время литургии верных дьякон и священник вносят в алтарь Святые Дары. Молитвы отражают основные евангельские события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. В завершение службы исполняется молитва «Отче наш»:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь».

Недельный круг богослужения отмечен памятью святого или какого-то священного события. Понедельник посвящён ангелам и силам небесным, вторник — Иоанну Крестителю и пророкам, среда — Кресту и покаянию с воспоминанием о грехе Иуды, четверг — Апостолам и святым, особенно Николаю Угоднику, пятница — Кресту и событиям Голгофы, суббота — Богородице и всем святым и усопшим, воскресенье — Воскресению Христову.

Догослужение в православном храме. Троице-Сергиева лавра

Православный церковный год также отмечен множеством праздников, но главные среди них — двенадцать, так называемые «двунадесятые» (от старославянского — «двенадцать»). Среди них: Рождество Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне, или Богоявление (19 января), Сретение Господне (15 февраля), Благовещение (7 апреля), Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Воскресение Христово — Пасха, Вознесение (на сороковой день после Пасхи), Пятидесятница или Троица (на пятидесятый день после Пасхи), Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

В церковном календаре есть место и для вашего праздника. Если Вы носите имя какого-либо святого (а русские имена почти всегда соответствуют именам святых), то найдите в календаре день его памяти. Он и будет днём ваших именин.

Далее совершим путешествие в один из знаменательных городов мира, название которого известно каждому человеку. Это Мекка — город в Саудовской Аравии, родина ислама, средоточие помыслов и молитв каждого мусульманина. Он расположен на юго-западе Аравийского полуострова в долине, окружённой горами. На площади у Большой мечети, находится главная святыня ислама — Кааба — здание из серого камня в форме куба, покрытое чёрной парчой с вышитыми золотом строками из Корана. Внутри него хранится священная реликвия мусульман — чёрный камень, символизирующий ключ к небесному Храму.

Паломничество к священному камню Кааба. Мекка

Согласно легенде, здесь, в Мекке, он был передан архангелом Гавриилом первому человеку Адаму, когда тот, изгнанный из рая, добрался до Мекки и построил над камнем первую Каабу. Некогда камень имел ослепительно белый цвет, но из-за людских пороков и грехов он стал чёрным. Считается, что любой человек, увидевший рай сквозь этот камень, должен туда попасть после смерти. Вот почему каждый мусульманин стремится хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку. Таким образом, правоверный поднимается к главной награде — вечной жизни в «лучшем мире».

        Он драгоценной яшмой был когда-то,
        Он был неизречённой белизны —
        Как цвет садов блаженного Джанната,
        Как горный снег в дни солнца и весны.
        Дух Гавриил для старца Авраама
        Его нашёл среди песков и скал,
        И гении хранили двери храма,
        Где он жемчужной грудою сверкал.
        Но шли века — со всех концов вселенной
        К нему неслись молитвы, и рекой
        Текли во храм, далёкий и священный,
        Сердца, обременённые тоской...

/И. Бунин. Чёрный камень Каабы/

Вот уже 14 столетий к священной Каабе обращены взоры верующих мусульман. Через 70 дней после окончания поста, который приходится на священный месяц Рамадан, они совершают хадж, то есть паломничество в Мекку. Сюда прибывают люди со всех уголков земли. Здесь все равны перед Богом, здесь нет бедных и богатых. Говорящих на разных языках объединяет вера во всемогущего Аллаха.

Хадж начинается с обряда приведения себя в состояние ритуальной чистоты — символом которой является одежда паломника, состоящая из двух кусков белого полотна: один оборачивается вокруг бёдер, а другой набрасывается на плечи. Белый цвет одежды напоминает о смирении и о саване, в котором паломник в положенный срок предстанет перед Богом. Затем каждый произносит слова, обращённые к Всевышнему: «Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество!»

Ритуал хаджа включает также переход паломников через долину Мина к горе Арафат (в 18 км. от Мекки). Здесь они слушают проповедь и молятся, а затем бегом устремляются в долину к ярко освещённой мечети, где читаются вечерние и ночные молитвы. На следующий день после утренней молитвы паломники отправляются в долину и бросают семь камней в один из трёх каменных столбов, символизирующих Сатану, по преданию, искушавшего Бога в пустыне.

Затем следует обряд жертвоприношения животных в память о готовности Авраама (у мусульман — Ибрагима) принести в жертву Богу своего единственного сына. Истоки этого обряда отражены не только в священной книге мусульман — Коране, но и в Библии, в Ветхом Завете, который для них, как и для христиан, является Священным Писанием. После заклания овцы или ягнёнка следует щедро накормить бедных и всех желающих. Многие мусульмане заменяют заклание животных денежным взносом в мечеть.

После жертвоприношения паломники направляются в Мекку для совершения обхода вокруг Каабы и молитвы у чёрного камня. Три раза они быстро, почти бегом, обходят Каабу, а затем четыре раза обходят её медленно. Немощных стариков несут на носилках. Подобный ритуал предание объясняет семикратными поисками воды среди холмов.

Один и тот же обряд одновременно совершают около двух миллионов человек. В виду большого наплыва паломников в дни хаджа Саудовская Аравия вынуждена была ввести квоту (то есть ограничение) на посещение Мекки, что ещё в большей степени возвысило в глазах верующих смысл и значение этого религиозного обряда. Гигантский палаточный городок, раскинувшийся в долине Мина, на несколько дней хаджа становится желанным приютом для паломников. А мусульманин, совершивший хадж, отныне получает право носить белую чалму и почётную приставку к имени — хаджи.

Буддийские праздники и обряды отличаются удивительным своеобразием и богатством традиций. Так, например, в Монголии в течение года отмечаются пять основных праздников, называемых Великими хуралами. Каждый из них по-своему прославляет жизнь и мудрость Великого учителя. Во время торжественных процессий под звуки барабанов и труб из буддийских храмов монахи выносят священные реликвии и обносят их вокруг монастыря. Совершая ритуальный обход, верующие стремятся прикоснуться к реликвиям, а к стенам монастыря они возлагают свои скромные дары и приношения.

В Юго-Восточной Азии, в Таиланде, особой популярностью пользуется праздник проводов в монахи. Каждый житель этой страны должен хотя бы один раз в жизни не менее двух недель прожить в монастыре.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru