Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

12.2. Герои и темы народного эпоса

Несмотря на то, что героический эпос у разных народов слагался в разные времена и в разной исторической обстановке, он имеет много общих черт и сходных признаков. Прежде всего это касается повторяемости тем и сюжетов а также общности характеристик главных героев. Обратимся к конкретным примерам.

Героический эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира. В нём рассказывается, как боги создают гармонию мира из первоначальной бездны хаоса. Вспомните уже известные вам страницы исландского эпоса «Старшая Эдда», где рассказывается о сотворении мира и Мировом Древе — ясене Иггдрассиле. Отвоевав пространство у мировой бездны, боги приступают к созданию космоса, упорядоченного мира гармонии.

У славян и у некоторых угро-финских народов существует легенда о том, что землю для сотворения суши достаёт со дна океана птица. Не менее выразительна и поэтична легенда о сотворении мира в индийском эпосе. В нём рассказывается о том, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнём в них рождено Золотое яйцо, которое долгое время плавало в безбрежном пространстве океана. Из зародыша яйца возник Прародитель Брахма, надвое расколовший скорлупу. Верхняя её часть стала небом, а нижняя — землёй. Пространство между ними занял воздух.

Излюбленным сюжетом эпоса становится чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности. Так, например, богатырь Манас был рождён от вкушения его матерью яблока, а герой осетинского нартского эпоса родился из камня. Вяйнямёйнен — герой «Калевалы» родился от матери воды, а затем долго носился по водам моря, пока не достиг суши.

Распространённым сюжетом народного эпоса становится сватовство героя, во время которого перед ним ставят трудновыполнимые условия (добывание огня, изготовление орудий труда и т. д.). Значительную часть эпоса составляет описание битвы, в которой герой являет подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества. Очень часто герои гибнут в неравной схватке с противником. Такова трагическая судьба Ахилла и Гектора — герое в гомеровского эпоса. Погибает доблестный рыцарь Роланд, защищая ценой собственной жизни короля Карла и «милую» Францию. Гибнут Зигфрид и все рыцари-нибелунги — герои германского эпоса. Предательски убит отравленным оружием после победоносного похода Манас. Не менее трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». Они вынуждены покинуть отеческий дом, в котором прошли их детство и юность. Более двух месяцев длился их путь к вершинам Гималаев. Ледяной ветер дул им в лицо, покрытые снегом и льдом горы слепили глаза. Один за другим гибнут они, не желая отказаться от восхождения к вершине. Лишь самому старшему из братьев удастся достигнуть желаемой цели. Он с честью выдержал все испытания, а потому боги оставили его рядом с собой на небесах.

Е. Кибрик. Микула Селянович

Герои народного эпоса защищают и освобождают Отчизну, но не менее значимы для них собственные свобода и независимость. Русские богатыри, в отличие от средневековых рыцарей, не слуги и не вассалы князя. Один на один готовы они сразиться с врагом в чистом поле, не рассчитывая на подмогу. Идеал русского богатыря нашёл выражение в гордом призыве Ильи Муромца:

      Вы постойте-тко за веру, за отечество,
      Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град,
      Вы постойте-тко за церквы ты за божии,
      Вы поберегите-тко князя Владимира...

Для русского богатыря смерть в бою не страшна и «не писана». Русский богатырь — личность исключительная, цельная и благородная. Он наделён огромной, сверхъестественной физической силой, хотя внешне выглядит, как все, вполне обыкновенно. Чудодейственной силой обладают конь и оружие витязя. Его противник не менее силён, а иногда даже превосходит богатыря в силе и в численности. Порой врагу удаётся одержать над ним временный успех, но, в конечном счёте, богатырь все же одерживает победу.

Гильгамеш. Рельеф

Героический эпос прославляет верность в дружбе, великодушие и честь. Главный герой всегда выступает защитником слабых и обиженных, детей и женщин, помогает влюблённым. Он готов прийти на помощь попавшему в беду товарищу. В эпосе о Гильгамеше рассказывается о верной и преданной дружбе, способной преобразить и облагородить человека. Чтобы вернуть погибшему другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляется в подземный мир в поисках магического зелья против смерти и тем самым восстаёт против всесильных богов. Плач Гильгамеша об Энкиду — одно из самых поэтичных мест эпоса:

      «Внимайте же вы, мужи, внимайте,
      Внимайте старейшины ограждённого Урука!
      Я об Энкиду, моём друге, плачу.

      Словно плакальщица, горько рыдаю:
      Мощный топор мой, сильный оплот мой,
      Верный кинжал мой, надёжный щит мой,
      Праздничный плащ мой, пышный убор мой, —
      Демон злой у меня его отнял!
      Младший мой брат, гонитель онагров горных,
                  пантер пустыни!
      Энкиду, младший мой брат, гонитель онагров горных,
                  пантер пустыни!
      С кем мы всё побеждали, поднимались в горы,
      Схвативши вместе, быка убили,
      Погубили Хумбабу, что жил в лесу кедровом!
      Что за сон теперь овладел тобою?
      Стал ты тёмен и меня не слышишь!»
      А тот головы поднять не может.
      Тронул он сердце — оно не бьётся.
      Закрыл он другу лицо, как невесте,
      Сам, как орёл, над ним кружит он,
      Точно львица, чьи львята в ловушке,
      Мечется грозно взад и вперёд он,
      Словно кудель, раздирает власы он,
      Словно как скверну, срывает одежды.

(Перевод И. М. Дьяконова)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru