Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

10.2. «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды...»

          Благословляю вас, леса,
          Долины, нивы, горы, воды,
          Благословляю я свободу
          И голубые небеса!
          И посох мой благословляю,
          И эту бедную суму,
          И степь от краю и до краю,
          И солнца свет, и ночи тьму,
          И одинокую тропинку,
          По коей, нищий, я иду,
          И в поле каждую былинку,
          И в небе каждую звезду!
          О, если б мог всю жизнь смешать я,
          Всю душу вместе с вами слить,
          О, если б мог в свои объятья
          Я вас, враги, друзья и братья,
          И всю природу заключить!

/А.К. Толстой. Из поэмы «Иоанн Дамаскин»/

В этих замечательных словах русского поэта выражено восторженное отношение человека к миру окружающей природы. Не менее восторженно и поэтично он был запечатлён в произведениях искусства. Способность поэтизировать жизнь природы, наделять её чертами прекрасного и возвышенного выразилось в образном и эмоциональном строе художественного творчества.

Вы, конечно, любите путешествовать, открывать для себя всё новые и новые горизонты. Мы предлагаем вам совершить необычное путешествие в удивительный мир природы, в котором нашими опытными проводниками и экскурсоводами станут замечательные художники, поэты и композиторы. Итак, в путь!

Лес!.. Скольких художников вдохновил он на создание прекрасных произведений искусства! Он воспет на полотнах И. Шишкина («Лесные дали», «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Сосны, освещённые солнцем» и др.) и К. Коро («Порыв ветра», «Воспоминания о Морте-фонтене» и др.), в музыкальных сочинениях Р. Шумана («Лесные сцены»), Ф. Листа («Шум леса»), И. Штрауса («Сказки венского леса») и А. Бородина («Песня тёмного леса»). Его поэтический образ запечатлён в стихотворениях Ф. Тютчева и А. Фета, И. Никитина и И. Бунина.

Русского художника И.И. Шишкина (1832-1898) по праву называют певцом русского леса. Во всей истории мировой живописи вряд ли найдётся другой художник, который бы так ясно и величаво, спокойно и строго показал в своих картинах сокровенную красоту необъятных лесных просторов. До Шишкина в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса, его качеств, созвучных характеру русского человека.

Поэтическое изображение леса, деревьев любой породы в различном их сочетании, группами и поодиночке, в разные времена года: едва тронутые первой зеленью, роскошные в своём летнем убранстве, сурово и глухо шумящие осенней порою, покрытые тяжёлыми и пышными шапками снега зимой — вот что стало главной и любимой темой творчества И. Шишкина.

Войдём вместе с художником в зелёное царство сказочного русского леса, прислушаемся к его таинственной тишине, к едва заметному шороху листвы и трепету перелетающих с ветки на ветку птиц, вдохнём аромат хвои, пристальнее вглядимся и попробуем различить отдельные породы деревьев и цветов...

          Лес, точно терем расписной,
          Лиловый, золотой, багряный,
          Весёлой, пёстрою стеной
          Стоит над светлою поляной.
          Берёзы жёлтою резьбой
          Блестят в лазури голубой,
          Как вышки, ёлочки темнеют,
          А между клёнами синеют
          То там, то здесь в листве сквозной
          Просветы в небо, что оконца.
          Лес пахнет дубом и сосной,
          За лето высох он от солнца,
          И осень тихою вдовой
          Вступает в пёстрый терем свой...

/И. Бунин. Листопад/

И.И. Шишкин. Лесные дали

Мерно, подобно волнам моря, колышутся вершины сосновых лесов, убегающих в голубую даль горизонта на картине И. Шишкина «Лесные дали» (1884). Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, показанных художником как бы с высоты птичьего полёта. Справа, слегка наклонясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри девственного бора. Где-то вдалеке, среди тёмной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки. В высоком небе плывут и тают лёгкие облака, отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. Кажется, всю любовь к Отчизне выразил здесь художник.

Теперь отправимся в Японию, страну, в которой 75% территории составляют горы. Острые вершины, скалистые ущелья, стремительные прозрачные реки с водопадами, глубокие озёра, горячие ключи и густые леса создают живописный и поэтичный японский пейзаж, воспетый во многих произведениях искусства. Мы уже говорили об отношении японцев к природе, об их стремлении к единению и гармонии с ней. Живя среди богатой и разнообразной природы, любуясь с детства изящными очертаниями вулканов, уходящих в небо своими конусами, и бирюзовым морем, усеянным множеством небольших зелёных островков, человек научился улавливать красоту изменчивой природы.

Золотой павильон в Киото. Япония

Особенно любили японские поэты и художники изображать священную гору Фудзи с её изящной конусообразной формой, напоминающей перевёрнутую чашу. В большинстве произведений она отождествлялась с чем-то вечным и недоступным человеку.

          Из уст в уста пойдёт рассказ
          О красоте твоей,
          Из уст в уста, из века в век...
          Высокая вершина Фудзи!

/Я. Акахито (Перевод А. Глускиной)/

Вершиной японского искусства стала серия картин «36 видов Фудзи» художника К. Хокусая (1760-1849). На протяжении десяти лет он работал над циклом картин, рассказывая не только о Фудзи, но и о природе и людях своей страны. Создавая эту серию он словно приглашал зрителей в путешествие по тем местам, откуда лучше всего была видна священная гора, предоставляя возможность полюбоваться её привычным обликом с необычных точек зрения в различные времена года, время суток, при различных состояниях природы.

К. Хокусай. Красная Фудзи

Мы можем увидеть Фудзи в ясную, солнечную погоду в окружении лёгких, пушистых облаков, отражающуюся в зеркальной глади озера, сквозь сосновую рощу, закутанную в дымку утреннего тумана и затянутую тёмными грозовыми тучами... Три картины-шедевра («Красная Фудзи» «Фудзи у Канагава. Волна» и «Фудзи в дождь») вошли в золотой фонд не только японского, но и мирового искусства.

Возвышенно и романтично представлен образ горы в «Красной Фудзи». Изображённая на переднем плане, она величаво и торжественно предстаёт перед зрителем. Композиция картины удивительно проста. Художник сместил Фудзи к правой части листа, в то время как её конус занимает большую часть пространства картины. Такое расположение создаёт иллюзию близости к зрителю. Художник предоставляет нам возможность более пристально разглядеть тёмно-зелёные крапинки-мазки у её подножия слева: это не что иное, как удалённые деревья леса, которые позволяют представить истинные масштабы горы. На наших глазах она словно начинает расти, поднимается ввысь и достигает огромных размеров.

Величие и мощь Фудзи подчёркивает лёгкая гряда облаков, вытянутых по горизонтали. Особое, символическое значение в этой картине приобретает цвет. Коричнево-красный тон горы всё более сгущается к вершине, а белый цвет нерастаявшего снега рельефно выделяется на этом фоне. Коричневый тон у подножия горы переходит в оранжевый, а затем в жёлтый и, наконец, в неравномерный по интенсивности зелёный, приближающийся к синему. Такая цветовая гамма создаёт радостное, праздничное ощущение от этого монументального явления природы.

К. Хокусай. Фудзи у Канагава. Волна

Другим шедевром из этой серии стала картина «Фудзи у Канагава. Волна», в которой художнику удалось запечатлеть величественное мгновение, красоту вечного движения в природе. У подножия Фудзи разбушевалась морская стихия. Огромная волна, поднявшаяся стеной, угрожающе нависла над двумя маленькими рыбацкими судёнышками. Пенистый, кудрявый гребень взметнувшейся волны вот-вот обрушится вниз и рассыплется тысячами звёздочек — капель. Но уже набирает силу новая волна, продолжающая бесконечный круговорот. Она поднимается и снова исчезает в бесконечном пространстве... Неподвижная, строгая, белоснежная вершина Фудзи противопоставлена этому непрекращающемуся движению воды. Да, действительно, в мире существует нечто незыблемое, прочное, над чем не властно время, что будет стоять вечно.

Варианты заданий для самостоятельной работы

  1. Как на протяжении веков складывались отношения Человека и Природы? Какое воплощение они нашли в известных вам произведениях искусства? Как и почему выразили своё отношение к Природе деятели искусства в XX веке? Каким может быть ваш собственный вклад в защиту окружающей среды (стихотворение, музыкальное сочинение, плакат или рисунок)?
  2. Ощущение разобщённости и драматизма в отношениях Человека и Природы нашло отражение во многих произведениях искусства. Познакомьтесь с картинами русских художников К. Брюллова «Последний день Помпеи», И. Айвазовского «Девятый вал», «Волна». В какой мере удалось художникам передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии? Каковы ваши впечатления от этих произведений?
  3. Лик Природы изменчив и неповторим. Смена времён года, различные её состояния запечатлены в поэзии (лирика Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина), в музыке («Времена года» А. Вивальди и П. Чайковского), в живописи (картины К. Коро, Ван Гога, Ф. Васильева, И. Левитана и др.).

    Познакомьтесь с некоторыми из названных произведений и поделитесь своими впечатлениями об особенностях художественного воплощения этой темы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru