Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

8.1. Георгий Победоносец — доблестный защитник Отечества

Народный идеал защитника Родины — это не только храбрый и мужественный воин, способный насмерть сразиться с неприятелем, но и милосердный, великодушный, готовый к состраданию и прощению человек. Воплощением такого идеала стал образ легендарного защитника и заступника Отечества — Георгия Победоносца. С ним связывали непреходящую народную мудрость-завет: «С родной земли умри — не сходи».

Что знаем мы об этом доблестном воине, вдохновившем многих художников на создание замечательных произведений искусства? В чём заключена непреходящая сила этого образа, не утратившего значения до наших дней?

Георгий Победоносец происходил из знатного рода в Малой Азии, входившей в состав Римской империи. Он был отважен и храбр в битвах, поэтому ему было присвоено почётное звание старшего военачальника, который сопровождал императора в военных походах. В конце III — начале IV веков продолжались гонения на христиан. Георгий, тайно веривший в Иисуса, решил доказать своим личным примером истинность и неистребимость христианской веры. Мужественный юноша раздал бедным всё своё имущество, подарил свободу принадлежащим ему рабам и открыто объявил о своей приверженности к Христу.

Разгневанный римский император отправил некогда любимого военачальника в темницу и повелел забить его ноги в колодки, а грудь придавить тяжёлым камнем. Но и на следующий день непокорный Георгий не раскаялся и остался твёрд духом. С достоинством он ответил императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобой». Изощрённые страшные пытки ждали его впереди. Его привязывали к колесу с подставленными под него досками с железными остриями, вонзающимися в тело при вращении. Его бросали в ров и засыпали негашёной известью, обували в железные сапоги с раскалёнными гвоздями и с побоями гнали по улицам, травили зельем... А он самым чудесным образом исцелялся и представал перед императором целым и невредимым.

Мужественно и спокойно принял он казнь, положив свою голову под меч палача. Это случилось 6 мая 303 года. С тех пор этот день отмечается как день памяти святого великомученика Георгия.

Культ святого Георгия быстро распространился по земле, в его честь возводили храмы, составили житие, повествующее о его славной жизни и совершённых чудесах. В произведениях искусства первоначально он изображался с крестом в руках (знаком мученичества), но постепенно он превратился в победоносного воина, помогающего в сражениях. Всё чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьём и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне или поражающим дракона.

Донателло. Святой Георгий

Скульптурное изображение святого Георгия, выполненное итальянским мастером Донателло (13867-1466), принесло автору настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина — победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.

Храбрый и мужественный воин, облачённый в рыцарские доспехи, пристально всматривается вдаль. Он обдумывает все обстоятельства предстоящего сражения. Его фигура полна скрытой энергии и силы. Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу. Руки спокойно лежат на щите, а напряжённый взгляд бросает гордый вызов будущему противнику. Он твёрдо и уверенно стоит на земле — отсюда он не отступит ни на шаг.

Рафаэль. Святой Георгий побеждающий дракона

Не менее известна картина «Святой Георгий, поражающий дракона» (1502 г.), выполненная начинающим художником Рафаэлем. В течение двух месяцев писал он эту изумительную по красоте и изяществу картину, предназначенную в качестве подарка английскому королю Генриху III.

Скачущий на белом коне всадник смело пронзает копьём страшное чудовище. Отчаянно пришпоривает он своего коня, поднявшегося на дыбы и с ужасом отворачивающегося от дракона. Доблестный воин решителен и отважен, его красивое лицо зарделось, а надетый поверх брони плащ развевается от ветра. Чудовище ещё оказывает сопротивление, но видно, что его последние минуты сочтены. Из открытой пасти раздаётся предсмертное рычание, хвост стянут в судорожном движении. На дальнем плане картины — прекрасная царица, которая непременно будет освобождена из плена этого страшного чудовища.

«Чудо Георгия о змие» — одна из любимых тем в древнерусском искусстве. Изумительная по красоте икона «Святого Георгия» (XII в.) хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Это одно из очень ранних изображений святого. Его фигуру прикрывает таинственно мерцающая золотом кольчуга. В правой руке он крепко сжимает копьё, а левой опирается на рукоять меча. Через плечо перекинут алый плащ — символ мученической смерти. Перед нами юноша с красивыми и выразительными чертами лица. Прекрасны его огромные глаза, исполненные сосредоточенности, плотно сжаты губы, кудрявые волосы пышной шапкой окружают его благородный лик.

Святой Георгий. Икона

Не менее известно другое произведение, запечатлевшее образ святого воина, — «Чудо Георгия о змие» ( XV в., ГТГ, Москва). В центральной части иконы парит на белом коне всадник. Лёгок его конь, выразительна и гибка фигура воина в золотой кольчуге и красиво развевающемся алом плаще. Георгий полуобернулся назад, но его огромные глаза смотрят неподвижно, почти в упор на извивающееся на земле чудовище. Решительно вонзает он копьё в пасть змея... Как огненное пламя, трепещет алое знамя за его спиной.

Святой Георгий стал идеальным образом воина — защитника Родины. На Руси облик всадника стал чеканиться на монетах московских князей (монеты выдавались особо отличившимся воинам), а затем стал изображаться на гербе города Москвы. В народе святого называли Егорием Храбрым — устроителем Земли Русской.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru