Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

7.2. Идеал Человека в религиях мира

Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства. Одни верят в Бога, другие — в то, что он не существует.

История мировой художественной культуры не раз представляла возможность убедиться в том, какая высокая роль отводилась в ней Богу. В произведениях искусства нашли отражение нетленные человеческие ценности: победа света над тьмой, истины над ложью, добра над злом.

В глубоком стремлении передать душу человека, его идеальные представления о мире художники раскрывали торжество бессмертия над тлением, радость перехода из временной земной жизни в вечную, божественную.

Взаимоотношения Бога и Человека всегда были сложными, а порой противоречивыми. Иногда по-детски радостно, иногда благоговейно и смиренно, а иногда трагически воплощались они в произведениях искусства. В каждом из них своё представление о Божественном Идеале.

          Я Бога жаждал — и не знал;
          Ещё не верил, но, любя,
          Пока рассудком отрицал, —
          Я сердцем чувствовал Тебя.
          И Ты открылся мне: Ты — мир.
          Ты — всё. Ты — небо и вода,
          Ты — голос бури, Ты — эфир,
          Ты — мысль поэта, Ты — звезда...
          Пока живу — Тебе молюсь,
          Тебя люблю, дышу Тобой,

— писал Д.С. Мережковский, поэт XX века.

Действительно, Бог открывался человеку множество раз. В различные времена представители разных народов воспринимали его по-разному. В каждой культуре создавался свой, особый язык общения с Богом. Обратимся к одной из древнейших религий мира — буддизму и посмотрим, как в ней выразился Божественный Идеал.

Своё название буддийская религия получила от её основателя Будды, жившего в Индии в VI-V вв. до н. э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал особую культурную цивилизацию, отразившую множество традиций народов, исповедующих эту религию. Изображение Будды в искусстве прошло длительный путь и выработало определённый художественный канон.

Голова Будды. Индия

В раннем искусстве изображения Будды в человеческом облике не встречались. Будду и его учение воплощали в образах священного дерева бодхи, под которым он достиг Просветления, трона Будды, Колеса Закона, отпечатков ступней ног, символизирующих уход Великого Учителя за пределы земной жизни. Первоначально основы буддизма увековечивали в монументальном искусстве: в колоннах с высеченными указами Правителя, в ступах — мемориальных, погребальных сооружениях и в пещерных храмах, где хранились реликвии (священные предметы) самого Будды.

Лишь к началу новой эры Будду стали изображать в облике человека. Его образ приобретает черты древнегреческой скульптуры. Это связано с тем, что греки со времён Александра Македонского имели свои владения в Индии. Прообразом зримого облика Будды послужили статуи олимпийского бога Аполлона. И всё-таки его скульптурные изображения со временем начинают приобретать более национальные черты. Тогда же сформировалась и система мудр, передающая этапы священного пути Правителя через особое положение рук, ладоней и пальцев.

Образ Будды — это не только предмет поклонения, но и идеальный образ Человека. Отрешённость от мира претворена в образе удивительной красоты и спокойствия. Изображению лица Будды придавалось особое значение. Одухотворённое, загадочное и непроницаемое, оно выражало идею обретения нирваны (состояния полноты внутреннего блаженства, удовлетворённости и отсутствия желаний). Оно выражало отрешённость от земных забот, отличалось правильностью, соразмерностью и пропорциональностью черт.

Главная задача, стоявшая перед ваятелями, заключалась в передаче гипнотического эффекта воздействия на зрителя. Вот мы видим его сидящим на цветке лотоса. Он спокоен, безмятежен, его не тревожит мир страстей, желаний, жизненных бурь и невзгод. Для обычного человека он кажется далёким и недосягаемым. Но приглядитесь повнимательнее, и вы наверняка увидите и почувствуете за этими спокойными и неподвижными чертами сильные страсти и эмоции. Его глаза закрыты, но они излучают огромную силу духа, а весь образ наполнен колоссальной жизненной энергией.

Будда сидячий. Таиланд

Художественный канон разрешал изображать Будду стоящим, сидящим и лежащим. Стоящий или идущий Будда обязательно обращён лицом к зрителям. Он одет в ниспадающие мягкими складками одежды. Сидящий Будда символизирует достижение Просветления, ладони и пальцы его рук сложены в одном из ритуальных жестов. Будда, лежащий в нирване на правом боку, положил под голову правую руку. Это умирающий Будда, вот почему вокруг него множество скорбящих в неутешном горе фигур. И всё-таки он не выглядит усопшим, он как будто спит или отдыхает, только застывшие складки одеяний свидетельствуют о смерти. Образ Будды, множество раз воспроизведённый в камне, мраморе и бронзе воплощает тридцать два признака совершенства, главными из которых являются удлинённые мочки ушей — знак благородного происхождения основателя буддизма, выступ на темени — символ божественной мудрости, родимый знак на лбу, миндалевидные глаза и т. д.

Будда всемогущ и многолик. Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам с верой в Аллаха, то существует огромное количество Будд, проживающих множество жизней. Есть Будды прошлого, настоящего и будущего, есть группа в тысячу Будд.

В средневековой Индии, где проповедовалась одна из крупнейших религий мира — индуизм, почиталась божественная триада во главе с Брахмой, Вишну — хранителем мира и Шивой, олицетворяющим движение жизни в природе, её созидательные и разрушительные начала. Суровые и гневные каменные божества, изображённые в фантастическом облике многоголовых и многоруких существ, спокойно взирают из таинственного полумрака...

Шива Натараджа. Индия

Широко известно изображение Шивы — космического царя танцев, который осуществляет круговращение Вселенной, изображённой в виде ореола с язычками пламени. Он стоит на одной, чуть согнутой в колене правой ноге, левая его нога грациозно выставлена вперёд. Многочисленные косички причёски разлетелись в танце, его улыбка спокойна, взгляд внимателен. Танцуя, он движет миром и в танце побеждает своего врага — демона тьмы и незнания, что означает уничтожение всего старого и открытие нового цикла жизни. Бронзовая фигура Шивы символична: барабанчик в правой руке символизирует космический ритм, огонь в левой — олицетворяет разрушение. Жест четырёх рук также имеет определённый смысл, символизирующий сверхъестественные силы.

Трехликий Шива. Индия

Всемирно известно монументальное изображение трёхликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта. Величественное божество, одновременно воплощающее силы разрушения, созидания и покоя, словно вырастает из огромной каменной глыбы. Масштабы этой фигуры и сегодня ошеломляют зрителей. Высота одних только голов достигает шести метров, а скрытое в камне туловище предлагает нашему воображению домыслить всё остальное. Грозное выражение трёх ликов, смотрящих в разные стороны, производит неизгладимое впечатление.

Христианское искусство также воплотило Божественный Идеал. На протяжении двух тысяч лет к имени и личности Иисуса Христа было приковано внимание значительной части человечества. Даже наше лето-исчисление связывают с днём Его рождения. Вы уже многое знаете о земной жизни и учении Христа, а поэтому обратимся к истокам художественного канона, воплотившего идеал «кроткого и смиренного сердцем» Человека.

Известно, что первые христиане, преследуемые римскими властителями, вынуждены были скрываться в укромных местах, так называемых катакомбах — запутанных лабиринтах пещер, созданных во II—IV вв. для погребения усопших. Здесь, среди мрачного царства смерти, на стенах появились первые символические изображения христианской веры. Рыба, агнец, голубь, павлин, феникс, пеликан, виноградная лоза, лилия, якорь, корабль, Добрый Пастырь (то есть пастух) — вот наиболее частые христианские символы.

Фигура Доброго Пастыря — аллегорическое изображение Христа — представлена во многих произведениях искусства. Чаще всего в них показан безбородый юноша с овечкой на плечах. Такое изображение вполне соответствовало словам Священного Писания: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Добрый пастырь. Мозаика. Равенна. Италия

В маленьком городе Равенна на севере Италии до наших дней сохранилось мозаичное изображение Христа в облике Доброго Пастыря. Он сидит в центре райского сада в окружении овечек, гуляющих по зелёной траве. Левой рукой он ласково прикасается к одной из них. На первый взгляд, в его облике нет ничего царственного. Но если приглядеться более внимательно, то вокруг головы можно заметить божественный нимб — символ святости. На нём золотой хитон с голубыми клавами (символами царской власти), поверх колен — плащ пурпурного цвета. Торжественно, как и подобает императору, он восседает на пригорке, как на троне. Одной рукой он придерживает крест — атрибут царской власти, напоминающий императорский посох.

Обратите внимание на одну интересную деталь: рука пастыря тянется к овечке, а голова, как ни странно, обращена в другую сторону. Куда же устремлён его взор? Может быть, к другим стадам «овец Христовых», которые жаждут приобщиться к его учению.

Педро де Мена. Святой Франциск

С VIII века изображения Христа в облике человека оказались под запретом церкви: это считалось пережитком поклонения языческим богам. Свыше ста лет средневековое искусство создавало символические орнаменты и пейзажи, животных и птиц. И всё-таки в настоящее время таких росписей почти не сохранилось, так как большинство из них было уничтожено сторонниками христианской веры. Традиции изображения Христа в человеческом облике повсеместно восстанавливались в искусстве Западной Европы. Многие из шедевров, запечатлевших Иисуса Христа, хорошо известны Вам по учебнику для 5-6 классов.

Не менее своеобразно складывался художественный канон изображения Божественного Идеала в исламской религии. По-арабски «ислам» означает «покорность», «предание себя Богу». Исповедующие ислам называют себя мусульманами, от слова «муслим», то есть «предавший себя Аллаху». Многобожию арабских племён (вере в небесные светила, камни, деревья, ручьи и т. д.) ислам противопоставил культ всемогущего Бога Аллаха. В одном из стихотворений А.С. Пушкина есть слова, в которых поэт выразил заветную мысль мусульманина о существовании единого и вечного Аллаха — творца всего сущего:

          Зажёг ты солнце во вселенной,
          Да светит небу и земле...
          Творцу молитесь; он могучий:
          Он правит ветром; в знойный день
          На небо насылает тучи;
          Даёт земле древесну тень.

Основателем мусульманской религии считается арабский купец Мухаммад (около 570-632 гг.) из города Мекки (ныне Саудовская Аравия). Он рано потерял родителей, рано познал нищету, в детстве пас скот, а в сорок лет начал проповедовать. По представлениям мусульман, именно он явился посланником Аллаха, пророком, несущим людям божественное слово. После его смерти начатое им проповедничество продолжилось с триумфом. Ислам, исповедуемый третью человечества, стал одной из могущественных религий мира.

Аллах! Он вечен и извечен, он никогда не был рождён и никогда не умрёт. Он един. В Коране — священной книге мусульман — говорится: «И сказал Аллах: «Не берите двух Богов; ведь Бог — только один, и Меня бойтесь!»

Коран рукописный

Но как же выглядит Он? Ислам запрещает даже думать об этом. Его нельзя представить не только в облике человека, но и ни в каком другом образе. Более того, в исламе запрещается изображение любого живого существа. В Коране сказано, что несчастье ждёт того художника, который нарушит этот запрет. Существует притча, согласно которой один художник спросил брата Пророка Мухаммада о том, может ли он рисовать животных? Мудрец ответил: «Можешь, но лиши их головы, чтобы они не походили на живых существ, или старайся, чтобы они напоминали цветы».

Медресе Шир Дор. Самарканд. Узбекистан

Вот почему в искусстве ислама получили широкое распространение различные виды орнамента и каллиграфия (искусство красивого и чёткого письма), символически воплощающие религиозные воззрения мусульман. В оформлении культовых зданий получил развитие геометрический орнамент, состоящий из знаков и мотивов, имеющих религиозное значение. Так, например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематично выражали буквы этого арабского слова. Включённые в квадрат, они становились символом священного здания мусульман в Мекке — Каабы. Два пересечённых квадрата образовывали восьми лучевую звезду — самый распространённый элемент исламской орнаментики. Треугольник обозначал «око» Бога, пятиугольник символизировал пять заповедей ислама: веру в единого Бога, пятикратную молитву, милостыню, пост и паломничество в Мекку.

Калиграфическая надпись

Наряду с геометрическими узорами широкое распространение нашли и растительные мотивы. Особых высот достигло искусство каллиграфии. Художественно оформленное слово в виде надписи или графического символа украшает входы в мечети и дворцы, страницы книжных рукописей, узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла и металла.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru