Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

   

Предисловие

Мы живём на огромной и в то же время очень хрупкой планете Земля. «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы — команда одного корабля», — писал Антуан де Сент-Экзюпери. К началу третьего тысячелетия на ней, кажется, уже не осталось «белых пятен», неведомых уголков и неоткрытых истин. Но это не так. «Планета людей» по-прежнему хранит в себе множество тайн и загадок. А каждый из нескольких тысяч народов, живших в далёком прошлом и живущих в настоящее время, по-своему интересен и до конца не познан.

На страницах учебника вы познакомитесь с художественной культурой народов мира, оставивших глубокий след в истории человеческой цивилизации. Вам предстоит совершить путешествие в мир искусства, развернувшийся не только во времени, но и в пространстве. Что же необходимо для того, чтобы отправиться в путь? Ответ на этот вопрос даёт древняя истина: «У соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер». Поэтому мы будем не просто знакомиться с шедеврами искусства народов мира, а попробуем понять душу и характер народов, создавших эти великие творения. Приобщение к культуре народов мира позволит лучше понять не только единство мировой цивилизации, но и её своеобразие, характерные закономерности развития.

Во введении и в первой главе учебника вы познакомитесь с ключевыми понятиями — «цивилизация», «культура» и «искусство». Мы пригласим вас к разговору о том, что значит быть сегодня культурным и цивилизованным человеком, рассмотрим вопросы единства и своеобразия художественной культуры древнейших цивилизаций — Египта, Греции, Древнего Востока и доколумбовой Америки.

Статуя Конфуция

Вторая глава «Мир и Человек в художественных образах» посвящена определению роли и места человека в художественной культуре народов мира. Обращение к этим вопросам не случайно. Оно объясняется тем, что произведениям искусства всегда был свойствен особый, повышенный интерес к человеческой личности, являющейся главным творцом всех материальных и духовных ценностей. Многовековую историю искусства мы воспринимаем как вечные поиски духовной красоты и идеала Человека. Они нашли отражение в его религиозных представлениях, в художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, в идеалах благородного рыцарства.

Третья глава познакомит вас с художественными традициями народов мира, которые нашли отражение во многих сферах творчества: в героическом эпосе, в обрядах и праздниках, в различных видах искусства. Известный французский учёный и писатель Ф. Вольтер справедливо отмечал: «Путешественник обыкновенно крайне недостаточно знает страну, в которой находится. Он видит лишь фасад здания. Почти всё, что внутри — ему неизвестно». Поэтому не будем ограничиваться только знакомством с внешними проявлениями культуры отдельных народов, попробуем познать их внутреннюю сущность и характерные особенности.

Приобщение к шедеврам художественной культуры народов мира безгранично и многогранно. Разумеется, мы не сможем отразить все аспекты этой интереснейшей темы, поэтому наше внимание привлекут лишь наиболее существенные и значительные явления художественной культуры. За вами, как и прежде, мы оставляем право их дальнейшего самостоятельного и более глубокого изучения. Вот почему в конце каждого подраздела приведены варианты заданий для самостоятельной работы, которые помогут вам определить личные пристрастия и интересы в области художественного творчества.

Учебник содержит богатый иллюстративный материал, который позволит наглядно представить многие шедевры художественной культуры. В конце помещены «Словарь понятий» и список литературы для самостоятельного чтения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru