Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Чудесный сон Иакова*

          Лёг я, камень положив в возглавье,
          Тяжкий сон все думы погасил,
          И Господь явился мне во Славе,
          Окружённый тысячами Сил.
          И белея, как потоки лилий,
          Ангелы парили вниз и вверх...
          Так Господь явился мне в Вефиле
          И моей молитвы не отверг.

С. М. Соловьёв

Шло время. Авраам сильно постарел, а его сын Исаак стал взрослым юношей. Решил отец женить его. Отправился Исаак в Месопотамию в поисках жены и встретил там у источника прекрасную девушку Ревекку, которая и стала вскоре его женой. Жили они в любви и согласии, но долгое время у них не было детей. Лишь через двадцать лет родились два сына-близнеца — Исав и Иаков. Мальчики были совершенно разными по характеру. Исав был смел и доверчив, вспыльчив и задирист, любил охоту, подолгу выслеживал зверей. Благодаря физической выносливости и ловкости на охоте он стал любимцем Исаака. Ревекка же отдавала явное предпочтение Иакову, который имел характер кроткий и тихий, рос трудолюбивым и послушным мальчиком.

Когда Исаак состарился и ослеп, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Не могла Ревекка допустить этого и решила обмануть мужа, потерявшего зрение. Вместо Исава отец благословил Иакова — любимца матери.

Испанский художник Хусепе Рибера запечатлел этот сюжет в картине «Исаак благословляет Иакова», сосредоточив внимание на изображении внутреннего состояния участников события. С этой целью художник почти вплотную придвигает изображение к переднему краю рамы, так что зритель может отчётливо рассмотреть выражение лиц и жесты героев картины.

X. Рибера. Исаак благословляет Иакова. 1637 г. Прадо, Мадрид

Стоя за спиной своего любимца, Ревекка настойчиво подталкивает его поближе к отцу. В её жесте — явное нетерпение, скрытая тревога и упрямое ожидание счастливой развязки. Чтобы старик не заподозрил обмана, она предусмотрительно обвязывает руки сына овечьей шкурой. (Руки Исава были покрыты волосами.)

Седобородый старец обеими руками бережно ощупывает руку Иакова. В его полуулыбке легко угадывается нежность к любимому сыну. Иаков стоит у постели отца, слегка наклонившись вперёд. В его позе и выражении лица мастерски переданы напряжённость и настороженность. Надо торопиться, так как уже слышны шаги возвращающегося с охоты старшего брата. Сдержанный коричневато-серый колорит картины с ярко-красным шёлковым занавесом усиливает драматизм происходящего.

Вскоре Исаак понял свою ошибку, но ничего менять не стал, а Исав с тех пор возненавидел брата и стал даже помышлять о его убийстве. Чувствуя неприязнь старшего брата, Иаков решил уйти из родного дома. По совету Ревекки он отправился на её родину, в Месопотамию, к брату матери Лавану. Благословил Исаак сына и повелел ему найти себе жену в тех землях.

Шёл Иаков много дней и ночей. Однажды он остановился на ночлег под открытым небом. Взял с земли камень, положил его под голову и вскоре уснул. В эту ночь приснился ему чудесный сон. Видит он: стоит на земле лестница, а верх её касается неба. Ангелы Бо-жии поднимаются и спускаются по ней, а на верху лестницы стоит сам Господь и говорит: «Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твоё многочисленно, как песок земный; в семени твоём благословятся все народы земли» (Быт. 28: 13, 14).

          Иаков шёл в Харан и ночевал в пути,
          Затем что пала ночь над той пустыней древней.
          Царь говорит рабам: «Вот должен друг прийти.
          Гасите все огни, — во мраке мы душевней».
          Так повелел Господь гасить светило дня,
          Чтоб тайную вести с Иаковом беседу,
          Чтоб звать его в ночи: «Восстань, бори Меня —
          И всей земле яви Мой знак, Мою победу!»

И. А. Бунин. Иаков (1914)

В Эрмитаже хранится картина испанского художника Эстебана Мурильо «Сон Иакова», в которой переданы сказочность и волшебство сновидения Иакова. Создаётся впечатление, что главное внимание художник сосредоточил на пейзаже, а не на библейском сюжете. Действие происходит ночью, при луне, слабо освещающей холодным светом искривлённые стволы и ветки старых деревьев, реку и водопад. С особой тщательностью передан лунный свет, проступающий сквозь разорванные тёмные облака. Листья на ветвях старых, могучих деревьев воспринимаются издали как чудесные цветы. Хрупкие, нежные ангелы, облачённые в розовые, голубые, бледно-жёлтые одежды, спускаются и поднимаются по этой таинственной лестнице. На фоне мрачного ночного пейзажа их одежды и крылья переливаются светлыми пятнами. Поначалу мы даже не замечаем фигуру спящего Иакова в светло-красных одеждах. Творческая фантазия художника уводит зрителей от подробного рассказа о его необыкновенном общении с Господом. Гораздо важнее передать настроение, необычность и таинственность происходящего.

Э. Мурильо. Сон Иакова. Между 1660—1665 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Продолжил Иаков долгий путь в Месопотамию и наконец достиг пределов земли дяди Лавана. Остался он у него служить пастухом, потому что очень пришлась ему по сердцу дочь Лавана Рахиль. Но перехитрил его Лаван, отдал он Иакову в жёны не Рахиль, а старшую дочь свою Лию. Делать нечего. Обманутый Иаков согласился работать у Лавана ещё семь лет.

Лишь через двадцать лет смог Иаков вместе с Лией и Рахилью благополучно вернуться на родину. К тому времени стал он очень богатым человеком. Было у него множество слуг, скота — овец, верблюдов и ослов. Чем ближе он подходил к отчему дому, тем сильнее нарастало его беспокойство. Как встретит его брат после долгих лет разлуки? Сумеет ли простить ему старые обиды?.. Ночью ему предстояло пережить ещё одно событие, определившее всю его дальнейшую жизнь. Приснилось Иакову, что он изо всех сил борется с Богом, представшим в облике ангела. Тогда же он вторично получил его благословение и новое имя Израиль, означавшее «боровшийся с Богом».

Э. Мурильо. Благословение Иакова Исааком. 1650 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

С наступлением утра ещё тревожнее забилось сердце Иакова, но возвращаться он не стал и решительно пошёл навстречу брату. Исав сумел простить прежние обиды и радостно встретил Иакова. Обняли друг друга братья, и оба заплакали от радости. Поселился Иаков с семьёй в земле Ханаанской, купил часть поля и установил там жертвенник во имя Бога. Так исполнился чудесный сон, который он видел в трудное время одиночества и скитаний. Отныне стал Иаков родоначальником народа израильского.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какое художественное воплощение получил сюжет о благословении Иакова в картине испанского художника X. Риберы? Почему автор сосредоточил внимание на изображении душевного состояния участников этой сцены? Как композиция и колорит картины помогают воплощению авторского замысла?
  2. В чём заключается символический смысл легенды о чудесном сне Иакова? Какое продолжение она имела в его жизни? О чём эта легенда предлагает задуматься нашим современникам? Поясните свой ответ.
  3. Как вы думаете, почему испанский художник Э. Мурильо в картине «Сон Иакова» акцентировал внимание не на библейском сюжете, а на пейзаже, колорите и таинственном освещении происходящего?

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь самостоятельно с историей о чечевичной похлёбке (Быт. 25: 29—34). Напишите небольшое сочинение о том, как вы понимаете её иносказательный смысл. Для выполнения этого задания используйте также материалы сайтов Интернета (http://surbor.su/talkinfo.php?id=550 и http://frazbook.ru/2011/02/08/prodatsya-za-chechevichnuyu-poxlebku/).
  2. Рассмотрите картину испанского художника Э. Мурильо «Благословение Иакова Исааком». Как в ней передан библейский сюжет? Что отличает это произведение от известной вам картины X. Риберы?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru