Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Жертвоприношение Авраама

          Они пришли тропинкою лесною,
          Когда текла полдневная жара
          И в ярком небосклоне предо мною
          Кудрявилась зелёная гора.

И. А. Бунин

Через год исполнилось предсказание Бога. У Авраама и Сарры родился мальчик, которого назвали Исааком. Родители очень любили своего единственного сына, но однажды Бог решил испытать веру Авраама и его любовь к нему. Явился он к Аврааму и сказал: «Возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22: 2).

Повиновался Авраам. Очень жалко ему было единственного сына, которого он любил больше себя, но нарушить волю Бога не посмел. Встал он рано утром, оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг, уложил дрова для сожжения и отправился в путь. Дорога им предстояла неблизкая.

        «Идём же, Исаак». — «Сейчас иду».
        «Идём быстрей». Но медлит тот с ответом.
        «Чего ты там застрял?» — «Постой». — «Я жду»
        (Свеча горит во мраке полным светом).
        «Идём. Не отставай». — «Сейчас, бегу».
        С Востока туч ползёт немое войско.
        «Чего ты встал?» — «Глаза полны песку».
        «Не отставай». — «Нет, нет». — «Иди, не бойся».
        В пустыне Исаак и Авраам
        четвёртый день пешком к святому месту
        идут одни по всем пустым холмам...
        «Сынок, дрова с тобою?» — «Вот он хворост.
        Далёко ль нам, отец?» — «О нет, едва ль», —
        не глядя, Авраам тотчас ответил.
        С бархана на бархан и снова вниз,
        по сторонам поспешным шаря взглядом,
        они бредут. Кусты простёрлись ниц, —
        но всё молчат: они идут ведь рядом.
        Но Аврааму ясно всё и так:
        они пришли...

Тициан. Жертвоприношение Авраама. 1542—1544 гг. Церковь Санта-Мария делла Салюте, Венеция

Пришли они к горе. Сжалось от боли сердце Авраама. Неужели он видит любимого сына в последний раз?! Но делать нечего, связал он Исаака и возложил его на жертвенник поверх дров, занёс нож для удара...

        На самом деле — дали
        рассвет уже окрасил в жёлтый цвет.
        И Авраам, ему связавши тело,
        его понёс туда, откуда след
        протоптан был сюда, где пламя тлело.
        Весь хворост был туда давно снесён,
        и Исаака он на это ложе
        сложил сейчас — и всё проникло в сон,
        но как же мало было с явью схоже.
        Он возвратился, сунул шерсть в огонь.
        Та вспыхнула, обдавши руку жаром,
        и тотчас же вокруг поплыла вонь;
        и Авраам свой нож с коротким жалом
        достал (почти оттуда, где уснул
        тот нож, которым хлеб он резал в доме...).
        «Ну что ж, пора», — сказал он и взглянул:
        на чём сейчас лежат его ладони?
        В одной кинжал, в другой — родная плоть.
        «Сейчас соединю...» — и тут же замер,
        едва пробормотав: «Спаси, Господь».
        Из-за бархана быстро вышел ангел.

Но тут небесный ангел отвёл руку Авраама, даруя жизнь его любимому сыну. Он всегда посылал благословение тем, кто любил его всем сердцем.

          «Довольно, Авраам», — промолвил он,
          и тело Авраама тотчас потным
          внезапно стало, он разжал ладонь,
          нож пал на землю, ангел быстро поднял.
          «Довольно, Авраам. Всему конец.
          Конец всему, и небу то отрадно,
          что ты рискнул — хоть жертве ты отец».

Рембрандт. Жертвоприношение Авраама. 1635 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Так описывает их печальный путь в стихотворении «Исаак и Авраам» (1963) поэт Иосиф Александрович Бродский.

Не раз обращались художники к этому библейскому сюжету. Итальянский художник Тициан в картине «Жертвоприношение Авраама» изображает крепкого и могучего Авраама, который своей сильной рукой придавил голову беспомощного, съёжившегося от страха Исаака. В другой руке он держит огромный кривой нож, который уже занесён для удара. Ещё мгновение — и свершится непоправимое. Полуобернувшись всем телом, закинув упрямую голову, он как бы посылает негодующий вызов небесам, потребовавшим слишком дорогую плату во имя любви к Богу.

Интересным воплощением этого сюжета является картина «Жертвоприношение Авраама» великого голландского художника Рембрандта, запечатлевшего самый драматический момент библейской легенды. Авраам готов вонзить кинжал в горло сына, но именно в этот момент слетает с неба ангел, останавливая жертвоприношение, задуманное Богом как испытание верности и преданности. Из рук отца падает кинжал, он резко поворачивает голову туда, где слышит голос ангела. На его лице выражение испуга и удивление...

Мы видим развевающиеся складки плаща Авраама, растрёпанные пряди волос, беспокойные вспышки света, динамичные линии контуров и подвижные пятна цвета: синего, жёлтого и зелёного. Композиция и колорит картины призваны передать напряжённость и драматизм происходящего.

А. П. Лосенко. Жертвоприношение Авраама. 1765 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Во многом следуя за Рембрандтом, русский художник Антон Павлович Лосенко создал не менее выразительное полотно «Жертвоприношение Авраама». В ужасе отводит Авраам глаза от покорной жертвы — бледного тела Исаака, распростёртого на поленнице, приготовленной для жертвенного костра. Всё в его облике призвано передать безучастность, покорность судьбе: связаны за спиной руки, поникла голова, крепко завязаны глаза. Кажется, жизнь замерла в хрупком прекрасном теле.

А Авраам? Что нового вносит художник в его изображение? Выразителен поединок жестов и взглядов Авраама и небесного ангела, указующего на агнца, которого следует по велению Бога принести в жертву. Не может Авраам скрыть изумления, скорбной решимости и ужаса. Лишь отчаянный жест левой руки с растопыренными пальцами правдиво передаёт его внутреннее напряжение. И одной этой детали достаточно, чтобы по достоинству оценить произведение русского художника.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Через какое испытание пришлось пройти Аврааму? Почему именно ему было послано благословение, а его сыну дарована жизнь?
  2. Сравните известные вам живописные произведения на этот библейский сюжет. На чём акцентирует внимание каждый художник? Какое из этих произведений произвело на вас особенно сильное впечатление? Почему?

Творческая мастерская

  1. Ещё раз прочитайте стихотворение И. А. Бродского «Исаак и Авраам». Как вы думаете, почему автор сосредоточил внимание на печальном пути отца и сына к жертвеннику? Чем можно объяснить, что стихотворение написано в форме диалога? Почему автор использует такие короткие вопросы Авраама и не менее лаконичные ответы Исаака? Как вы объясните поэтические образы ярко горящей во мраке свечи, «немого войска туч», ползущих по небу?
  2. Посмотрите фрагмент «Авраам и Сарра» из видеофильма «Библия в начале» (режиссёр Дж. Хьюстон, 1966). Как в нём передан трагизм происходящего? Как этот фильм дополнил ваши знания о библейском сюжете?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru