Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Ветхозаветная Троица и призвание Авраама

          Вы, пастыри, вожди племён благословенных,
          Иаков, Авраам, восторженный мой взгляд
          Вас любит обретать, могущих и смиренных,
          В родительских шатрах, среди шумящих стад;
          Сколь вашей простоты величие пленяет!

В. А. Жуковский

Расселились люди по всей Земле и стали забывать невидимого Творца мира. По-прежнему грешили они, поклоняясь языческим идолам и кумирам. Только в Азии, недалеко от Вавилона, жил праведный человек по имени Авраам, который оставался верным и послушным Богу. Был он богат, имел много скота, серебра и золота, множество слуг, но не было у него детей.

Призвал однажды к себе Бог Авраама и сказал ему: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё» (Быт. 12: 2).

Однажды в знойный день сидел Авраам под тенью мамрийского дуба и увидел трёх странников, направляющихся в города нечестивцев, Содом и Гоморру. Предложил он им отдохнуть в тени развесистого дуба и подкрепиться пищей. Согласились странники. Стала хлопотать его жена Сарра. Испекла она дорогим гостям белые пшеничные хлеба. Авраам приготовил из мяса вкусное угощение. Поблагодарили путники хозяина, а на прощание один из них, самый почтенный, сказал Аврааму, что вскоре у них с Саррой родится сын. Проводил Авраам странников, а по дороге домой понял, что принимал у себя не простых людей, что говорил он с Богом и двумя его ангелами.

Христианское искусство не раз обращалось к изображению этого таинственного явления. Три мужа в одеждах путников с посохами подходят к шатру гостеприимного старца, который приглашает их к трапезе. Жена месит муку, чтобы испечь хлеб, а Авраам со слугой закалывают тельца. Хозяева подают к столу угощение. По-домашнему, очень обыденно изображалось это событие, но смысл его был необыкновенен и удивителен. Три странника явились, чтобы принести весть огромной значимости и важности. В произведениях искусства они обычно изображались в виде ангелов (греч. angelos — вестник) с крыльями. И это была весть о «завете», договоре Бога и человека.

Древнерусское искусство, унаследовавшее каноны написания Ветхозаветной Троицы от Византии, создало образы огромной художественной глубины и духовной силы.

Среди них заметное место принадлежит фреске Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.

Феофан Грек. Троица. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород

Перед нами три ангела, сидящие за нехитрой трапезой. Один из них, изображённый в центре, как бы осеняет двух других ангелов, сидящих по сторонам. Средний ангел отличается величием и силой. На нимбе, что окружает его голову, знаки — три греческие буквы, говорящие всем, кто смотрит на изображение: «Это само Божество, Бог Сын». Ангелы слева и справа занимают как бы подчинённое положение.

Под сенью широко распростёртых мощных крыл они покорно и смиренно склонили свои головы перед высшим Божеством. Они слуги, исполнители его воли.

Подобное изображение не противоречило каноническому пониманию библейской легенды. В своей фреске Феофан Грек ещё раз говорил людям о необходимости подчиняться Провидению, учил молчаливой покорности судьбе.

Иной смысл вложил в этот сюжет Андрей Рублёв в знаменитой «Троице». Не иллюстрацию события, рассказанного в Библии, не внешнее действие в его бытовых подробностях пишет художник, а глубочайшее по мысли произведение, в котором воплощает идею, близкую и понятную не только современникам, но и последующим поколениям.

Три лица, три ангела... Но Бог един... Как осознать это человеку? Это так же трудно, как понять идею о бесконечности пространства или вечности бытия. Создавая икону, Андрей Рублёв знал: в ней ничего не будет отвлекать от главного. Он оставил лишь самые необходимые приметы библейской легенды: дом Авраама слева, мамрийское древо, гору, чашу — знак жертвы Авраама. Не станет художник изображать подробности гостеприимства Авраама, его домашние и обыденные хлопоты. Он покажет Троицу — образ единства и жертвенной любви.

Светится золотом образ вечного, несотворенного света, сияют нимбы вокруг голов ангелов. В руках каждого из них — посох странника (знак силы). Они склонили свои головы, а крылья, соприкасаясь друг с другом в лёгких волнообразных движениях, как бы перетекают одно в другое.

Андрей Рублёв. Троица. 1425—1427 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Чем заняты три крылатых юноши? Вкушают поднесённую им пищу?.. А может быть, просто ведут тихую беседу? Один повелительно говорит, другой покорно внимает, а третий смиренно, в знак согласия, склоняет голову. Несомненно, здесь есть и то и другое.

Вглядитесь в их лица. Они нераздельны и едины, но у каждого из ангелов своё действие, своё бытие, своё предназначение. Левый ангел — образ Отца, Творца мира. Его волей была создана Вселенная, а потому позади него изображены не просто палаты Авраама, а Дом, Храм Вселенной. Его лицу придана большая твёрдость и воля.

Средний ангел обращён к правому, но его слегка наклонённая голова повёрнута к Отцу. Это Сын, тот, кому предстоит воплотиться в человеческом образе Христа и жертвенной смертью искупить грехи людские. Его легко можно узнать по багряному хитону с широкой полосой (клавом) на плече. Этим царственным знаком в живописи обозначалась только одежда Иисуса Христа. В его задумчивом облике — любовь к человеку, согласие на то, чтобы стать спасительной жертвой, решимость принять грядущие страдания. За его спиной — древо, символическое напоминание о древе крестном, рука, благословляющая чашу, опущена — образ страдания и смерти.

Симон Ушаков. Святая Троица. 1671 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С отблеском тихой печали на лице изображён третий ангел — Дух-Утешитель. Возвышающаяся за ним гора — символ восхождения Духа.

Все три ангела воспринимаются как образ мирового устройства, символ Добра, Жертвенности и Любви. Позднее исследователи «Троицы» Андрея Рублёва назовут её «призывом к национальному единству русского народа», но истинный смысл произведения гораздо шире и глубже. Это творение художника — яркий итог всей его жизни.

Как удивительно точно передаёт и наши чувства поэт Леонид Николаевич Андреев в стихотворении «Троица».

          Спокойные добрые лики,
          На тканях небесные блики
          И крылья неяркого цвета.
          Вы помните? — «Троица» это.

          И нимбов не надо Рублёву,
          Чтоб я позавидовал снова
          Простому открытому чувству,
          Надежде, Добру и Искусству.

          Глаза и улыбки погасли.
          Мне грустно, но всё же я счастлив.
          Как будто бы сердце согрето
          Неведомым словом и светом.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Каков символический смысл сюжета о Ветхозаветной Троице? О чём он предлагает задуматься нашим современникам? Поясните свой ответ.
  2. В чём особенность художественного воплощения этой легенды в произведениях Феофана Грека и Андрея Рублёва? Найдите сходство и различия в передаче сюжета древнерусскими мастерами.
  3. Как вы думаете, почему впоследствии в «Троице» Андрея Рублёва увидели «призыв к национальному единству русского народа»? Соберите информацию об этом произведении и подготовьте статью для публикации на сайте вашей школы.

Творческая мастерская

  1. Подготовьте рассказ о «Троице» Феофана Грека и Андрея Рублёва. Обратите внимание на особенности композиции и колорит этих произведений. Посмотрите видеофильм «Андрей Рублёв. “Троица”» (2003) из цикла телепередач «Библейский сюжет». Что нового вы узнали о создании этого произведения?
  2. Рассмотрите икону русского художника XVII в. С. Ушакова «Святая Троица». Что отличает это произведение от известных вам изображений Ветхозаветной Троицы? Поясните свой ответ.
  3. Что вам известно о православном празднике Святой Троицы? Когда и как он отмечается? Для выполнения этого задания обратитесь к ресурсам Интернета (http://ru.wikipedia.огд/wiki/День_Святой_Троицы и http:// troitsa.paskha.ru/postcards/). Подготовьте презентацию или поздравительную открытку на эту тему.
  4. Посмотрите фрагмент «Содом и Гоморра» из видеофильма «Библия в начале» (режиссёр Дж. Хьюстон, 1966). Каковы ваши зрительские впечатления? Художественный фильм «Содом и Гоморра» (1962) был снят режиссёрами С. Леоне и Р. Алдрич. Посмотрите этот фильм и поделитесь своими впечатлениями.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru