Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Воскрешение и Вознесение Христа

          Воскреснет Божий Сын, сияньем окружён;
          у гроба, в третий день, виденье встретит жён,
          вотще купивших ароматы;
          светящуюся плоть ощупает Фома;
          от веянья чудес земля сойдёт с ума,
          и будут многие распяты.

В. В. Набоков

После смерти Христа первосвященники и фарисеи не могли успокоиться. Даже умерший Иисус был им страшен. Боясь возмездия, забыв о приближающемся празднике Пасхи, они поставили у гроба Господня стражу, приказав ей ни на минуту не отлучаться, и даже приложили печать к камню. По прошествии субботы ночью произошло сильное землетрясение, с небес сошёл ангел Господень.

Он был подобен молнии, а одежда белая как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и замерли как вкопанные. Очнувшись, они в панике разбежались и сообщили первосвященникам о случившемся.

Следует отметить, что ни в одном из Евангелий это событие не описано, никто не был свидетелем Воскресения Христа, а потому до сих пор оно является одним из чудесных явлений. И всё же, несмотря на отсутствие евангельских источников, Воскресение Христа на протяжении многих столетий было и остаётся распространённым сюжетом в искусстве. Мы обратимся к наиболее известным произведениям.

Одним из шедевров на эту тему является древнерусская икона «Воскресение» великого мастера Дионисия. Вот как описано это произведение в книге Н. А. Барской «Сюжеты и образы древнерусской живописи»:

Лёгкие золотистые горки подымаются... над чёрным провалом адской бездны. И над бездной, на перекрестье поверженных адских врат, торжественно стоит Иисус Христос — подлинный Царь Славы в образе человека. Легка, невесома его фигура в пронизанных золотым свечением развевающихся одеждах... Широко раскинув руки, Спаситель одной из них подымает из гроба Адама, а другой — Еву. За Адамом встают величавые старцы — библейские патриархи Авраам, Исаак и Иаков; юноша в шкуре — первый пастух, сын Адама и Евы Авель; увенчанные коронами Давид и Соломон; в особой пророческой шапочке юный пророк Даниил. Аза Евой подымаются из гробов, простирая к Иисусу Христу покровенные руки, женщины-праматери; указует на Иисуса Христа, объясняя его приход, Иоанн Предтеча. Рядом с ним взирает на Спасителя старец с ковчегом в руках — праведный Ной, спасшийся в этом ковчеге со всеми достойными спасения во время Всемирного потопа...

В своём сияющем разноцветье людские толпы зримо противостоят мраку, черноте ада, у которого они отвоёваны. В ослепительно-белых одеждах подымаются люди из гробов, стоящих в самой адской черноте, ещё усиливая ощущение бесчисленности спасённых Иисусом Христом. И в этой же черноте ада два ангела, сверкающие золотом нимбов, сияющие розовыми и золотистыми одеждами, сковывают исчерна-серого Сатану, утверждая окончательность победы света над тьмой.

Дионисий. Воскресение. 1502—1503 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На следующий день на рассвете жёны-мироносицы (несущие миро, т. е. благовонное масло) пришли в сад, чтобы помазать принесёнными ароматами тело умершего Христа. Но, подойдя к пещере, они увидели, что огромный камень, прикрывавший вход в неё, отвален. На камне сидел облачённый в ослепительно-белые одежды ангел, который сказал женщинам: «...не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал» (Матф. 28: 5—6).

Вошли женщины в пещеру, но не нашли там тела Иисуса. Гроб был пуст. Со страхом и радостью побежали женщины возвестить о Воскресении Христовом.

Воскреснув, Иисус несколько раз явился людям на земле, прежде чем на сороковой день вознёсся на небо. Одной из первых он явился Марии Магдалине. На картине русского художника Александра Андреевича Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» запечатлён момент, когда Христос предстаёт перед взором Марии Магдалины. Его появление столь неожиданно, что поначалу она отказывается верить своим глазам, принимая Иисуса за садовника. Но это не чудо, не сон! Это явь! В волнении, простирая руки к Господу, потеряв дар речи, она хочет прикоснуться к нему. Лицо Марии Магдалины с заплаканными глазами, озарённое радостной, сияющей улыбкой, производит особенно сильное впечатление. Но Христос, облачённый в ослепительно-белые одежды, решительным жестом останавливает её: «...Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему» (Ин. 20: 17).

А. А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1836 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Внимание зрителей привлекают цветовые контрасты картины. Пылающее красным цветом платье Марии Магдалины уравновешено холодной белизной покрывала, окутывающего фигуру Спасителя. По контрасту строится и движение. Динамичное, стремительное движение Марии Магдалины навстречу Христу внезапно останавливается его лёгким и спокойным жестом. Несомненно, художнику удалось мастерски передать широкую палитру чувств героини: искренний порыв, безграничный восторг, безмерное отчаяние и покорное смирение. Глубина проникновения во внутренний мир человека, сочувствие ему отличают эту работу художника.

К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, двое его учеников, Клеопа и Лука, шли в небольшое селение Эммаус, находившееся в 10—12 километрах от Иерусалима. Они тихо разговаривали между собой о трагических событиях последних дней. По дороге к ним незаметно присоединился третий путник. Это был Христос, но они не узнали его. Разговорившись, подошли к селению и, так как был уже поздний час, предложили путнику остаться вместе с ними переночевать. Христос согласился.

Во время вечери он взял хлеб, переломил его, благословив, и подал ученикам. В тот момент как будто открылись у них глаза, и узнали они своего Учителя, но тут же Иисус Христос стал невидимым для них.

Картина Караваджо «Трапеза в Эммаусе» — второе произведение художника на этот сюжет. В слабо освещённой комнате за столом находятся четверо просто одетых мужчин. В центре Христос, спокойно разъясняющий смысл Священного Писания. Жест его руки, благословляющий трапезу, напоминает о Тайной вечери. Свет, падающий сверху слева, образует подобие нимба вокруг головы Христа. Его юное лицо явно контрастирует с загорелыми старческими лицами его учеников. Художник не показывает их лиц, но, судя по энергичным позам и жестам рук, они взволнованы и крайне удивлены услышанным. Всё сказанное Иисусом наводит их на глубокие размышления...

Караваджо. Трапеза в Эммаусе. 1601 г. Национальная галерея, Лондон

Картину отличает высочайший реализм в передаче деталей. Виртуозно выписана художником стоящая на краю стола корзина с фруктами. Зритель легко может рассмотреть зёрна граната, пятна на перезрелых яблоках, прутики, из которых сплетена корзина. В то же время каждое из угощений на столе является очевидным символом. Хлеб и вино символизируют Причастие, жареная птица и переспелые фрукты — смерть, гранат — Воскресение.

Оставшись одни, ученики вспомнили, как зажглись их сердца, когда говорил Иисус. И хотя было позднее время, они, не скрывая волнения, вновь направились в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам о случившемся.

Прошло восемь дней. Все ученики Христа вновь собрались вместе. Был среди них и Фома, который до сих пор не верил в Воскресение Христа. Несмотря на запертые двери дома, Иисус предстал перед апостолами. Сомневающийся Фома попросил разрешения притронуться к ранам Христа. Убедившись в том, что перед ним Учитель, Фома воскликнул: «Господь Мой и Бог Мой!» (Ин. 20: 28).

Шедевром искусства на этот сюжет является картина Рембрандта «Неверие апостола Фомы». Поразительную гамму оттенков изумления передаёт художник, изображая реакцию не только Фомы, но и других апостолов при появлении Учителя. Доказательства, предъявленные Христом, настолько весомы и убедительны, что неверующий Фома отпрянул в изумлении, всплеснув руками. Яркое сияние, исходящее от фигуры Христа и служащее единственным источником света в картине, усиливает необычность происходящего.

Рембрандт. Неверие апостола Фомы. 1634 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

На сороковой день после Воскресения собрались апостолы в одном доме, и Христос вновь предстал перед ними. Беседуя с учениками, он направился на гору Елеон-скую. Там, благословив апостолов, он поднял руки и стал возноситься на небо, поднимаясь всё выше и выше над землёй, до самых облаков... В изумлении и глубокой печали застыли апостолы, не в силах оторвать глаз от неба. Поклонившись Учителю, они вернулись в Иерусалим.

Интересное решение для передачи этого сюжета находит художник Эль Греко в картине «Вознесение». Все художественные средства подчинены воплощению абсолютного спокойствия, величия и красоты образа возносящегося Христа. Невозможно забыть его лицо, исполненное любви и милосердия к людям. Ослепительный свет, исходящий от Спасителя, повергает в ужас апостолов и стражников, изображённых в нижней части картины. Нервный ритм линий, контраст розовых, синих, серых и красных пятен, среди которых резко выделяется белое знамя в руках Христа, — всё призвано усилить драматизм и торжественность происходящего.

Эль Греко. Вознесение. 1600—1605 гг. Прадо, Мадрид

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какова библейская основа для художественного воплощения сюжетов Воскрешения и Вознесения Христа?
  2. Почему икона Дионисия «Воскресение» считается одним из шедевров изобразительного искусства? Что вам особенно в ней понравилось? Поясните свой ответ.
  3. Какие библейские события легли в основу сюжетов произведений Караваджо «Трапеза в Эммаусе» и Рембрандта «Неверие апостола Фомы»?
  4. Какое художественное воплощение получил сюжет Вознесения Христа в картине Эль Греко? В чём особая сила эмоционального воздействия этого произведения на зрителей? Поясните свой ответ.

Пьеро делла Франческа. Воскресение Христа. Конец 1450-х гг. Пинакотека, Сан-Сеполькро

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с фреской итальянского художника П. делла Франчески «Воскресение Христа». На каких деталях сюжета Воскресения Христа автор акцентирует внимание зрителей? Как вы думаете, почему изображённые слева деревья голы, а справа — покрыты густой листвой? Вспомните слова Иисуса, идущего на Голгофу: «Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23: 31).
  2. Опишите картину А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». На чём акцентирует внимание художник? О чём может рассказать зрителям контраст земного и небесного (выражение лиц, жесты рук, позы героев и цвет их одеяния)?
  3. Познакомьтесь с сюжетом о неверии Фомы по Евангелию от Иоанна (20: 24—29). Насколько эта интерпретация сюжета совпадает с картиной Рембрандта «Неверие апостола Фомы»? Объясните смысл выражения Фома неверующий. В каких жизненных ситуациях вы им воспользуетесь?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru